МААМ-картинки

Консультация для родителей «Наказывать или показывать»

Лариса Угрюмова
Консультация для родителей «Наказывать или показывать»

Консультация для родителей : «Наказывать или показывать

составила педагог-психолог

Молотилова Лариса Федоровна

Дошкольное детство, это период, когда в ребёнке закладываются все азы будущего проявления его в мире.

И одним из важных инструментов, позволяющих достигать своих целей в воспитании детей здоровыми, миролюбивыми и разумными людьми, является процесс наказания.

Публикация «Консультация для родителей „Наказывать или показывать“» размещена в разделах

Что такое наказание?

Это причинение дискомфортных ощущений человеку, который поступил нежелательно, для того, чтобы «больше он так не поступал».

Подразумевается, что испытав неприятность, т. е наказание, человек будет избегать ее в комплекте с причиной - предшествующим «неправильным» действием.

Увы! Мы, взрослые люди, сплошь и рядом наступаем на одни и те же грабли (каждый - на свои, не смотря на по-настоящему болезненные «удары в лоб».

Однако, мы пытаемся растить своих детей с применением этого же сомнительного инструмента - неприятности вслед за ошибкой.

Почему-то считается, что если «сделать человеку плохо», это остановит его от повторения. Но на самом деле невозможно перестать совершать ошибки, если не изменится их причина - неумение владеть собой, не знание последствий, некомпетентность, торопливость и т. п.

Наказание никак не добавляет ни ума, ни навыков, ни новой мотивации. В лучшем случае - просто «закупоривает» проблему, прерывая не успешное или ошибочное действие. Но рано или поздно ситуация повториться, а вместе с ней - и ошибка.

Так в чем же альтернатива наказания?

Она есть и она одна, это показать ребенку причинно - следственные связи в его жизни.

Видите ли, когда малыш прикасается к раскаленному утюгу, утюг его не наказывает специально - свойство включенного утюга быть горячим, поэтому пальчику больно. Причина и следствие в данном случае, очевидно связаны, и ребенок, как правило, легко их улавливает, стараясь избегать их на будущее.

Но какая связь с пролитым в результате размахивания руками за столом соком, и помещением малыша «в угол»?.

«Мне было хорошо, я весело смеялся, мама шутила со мной, я

строил ей рожицы, и вдруг - раз, вместо маминой улыбки я вижу

нахмуренные брови, вижу, что мною недовольны, я не нравлюсь, я

не нужен, я - плохой, меня почему-то тащат в угол, поворачивают

лицом к стене (что мне там рассматривать) и если я хочу уйти,

меня запихивают туда же обратно. Но ведь я - тот же! Тот же

мальчик, которым был только что! Ну, на белых штанах появилось

красивое красное пятно - почему им не нравится? Эти взрослые

совсем мне не понятны!». Именно так думает ребёнок в момент неоправданного наказания.

Мы часто думаем, что рекомендации типа «не маши руками», «сиди

ровно», «не трогай того-то», «не делай этого» имеют смысл как полезные советы для малышей, вы заблуждаетесь!

В мире детей макароны, разложенные по поверхности стола – это прекрасный строительный материал, а фата для Барби из кусочка маминого

платья - вполне уместна и желательна!

Дети исполняют непонятные им и бесполезные с их детской точки зрения просьбы и распоряжения взрослых по другой причине - они хотят мира и любви! Они еще не забыли ту простую истину, что жизнь дана для счастья, а не для борьбы, и очень хотят, что бы мама улыбалась, а дедушка разговаривал «добрым голосом». Просто, потому, что до 5-7ми лет ребенок может слушаться взрослого по «бесполезному» и «ненужному» для себя поводу ради мира вокруг себя. Или по другой причине - из страха (в первом случае дети не боятся, они испытывают отвращение к грубости).

Но главная проблема остается - ребенок не понимает, зачем ему

поступать иначе?

Если Вы хотите повлиять на поведение человека - совершенно бесполезно объяснять ему, почему он не прав, найдите аргументы, показывающие, зачем ему поступать по другому. Какой бонус он получит в результате этого поступка?

Если в результате разлитого на штаны сока мама говорит с сожалением: «Эх, теперь мы не сможем пойти на детскую площадку - джинсы еще мокрые после стирки, придется тебе одному в кубики дома играть!», то ребенок получает пример причины и следствия, никак не связанный с эмоциональным осуждением или отвержением. Такое-то действие привело к утрате такой-то возможности.

В жизни малышей важно набрать количественный багаж подобных

«связей» : не захотел убрать игрушки, скажите, что мне очень жаль, в цирк

мы опоздали (и правда жаль – билеты не дешевые, и время я

специально выделяла для совместного похода, а теперь выходной

день пропал, грустно).

А самое главное надо понимать, что если ребенок не получит этот опыт, если вы, прикрикивая и нервничая заставляете его «шевелиться», а потом в

плохом настроении идете в цирк, все повториться вновь: дети живут

«здесь и сейчас»!

В следующий раз он будет снова вредничать по каким-то своим соображениям (о «человеке-пауке» переживает, например) и нет у него записи в памяти об опыте, когда подобное действие привело к утрате желаемых возможностей. И напомнить вам ему нечего, чтобы он задумался и выбрал: идет он в кино, например, или нет!

Ключевое слово здесь - выбрал.

Чем раньше ребенок замечает, что от его выбора зависит его собственная жизнь – тем раньше он начинает «владеть собой», сам фокусирует внимание на необходимом.

Главное - не побуждать его выбирать то, что удобно Вам.

Помогите увидеть обе альтернативы события, а потом дайте ему выбрать неудобство. Пусть он проживет последствия на фоне вашего сочувствия, сказав: «Жаль, конечно, зато ты теперь знаешь, что такой выбор - не самый лучший, в следующий раз выберешь другое!»

С детьми постарше надо заключать двусторонний договор.

Обратите внимание - не вымогать обязательства: «Я тебе - это, а ты мне - это, обещаешь?», а действительно обсуждать взаимные ожидания.

Например, я готов отпускаю тебя гулять в другой район города, в случае, если у тебя всегда доступен телефон. Забыл его зарядить, или вообще забыл дома - это уже твоя ответственность.

Недоступен - контракт нарушен, три дня не гуляешь.

Причины и следствия обговорены.

Если Вы начинаете рассматривать жизнь ребенка как процесс получения опыта, а не набор ожидаемых результатов, Ваша родительская миссия существенно меняется: из «оценщика» - хорошо (плохо, Вы превращаетесь в наблюдателя/ проводника: «что произойдет если ты сделаешь так?» или: «давай посмотрим, почему так получилось?»

И главный вопрос: «Кому от этого хорошо (плохо?».

Если Вы не дадите ребенку возможность упасть с лесенки или поссориться с бабушкой – он никогда не прочувствует последствия и, таким образом, не получит оснований для того, что бы поступить по-другому. А Ваша, родительская задача – быть зеркалом, которое насколько возможно беспристрастно отражает то, что случилось «по факту» и помогает ребенку понять, что чувствуют взрослые в этой ситуации.

Например, мальчик 4х лет убегал от бабушки на прогулке в детском парке. Ни уговоры, ни «приструнивания» - не действовали. В

результате уставшая и недовольная бабушка, вернув ребенка

родителям после выходного дня, высказала им все, что она думает по поводу неправильного воспитания их сына, и отказалась в следующий раз взять его на прогулку.

Совершенно бесполезно обвинять и тем более - наказывать ребенка, поскольку бегать в парке - его естественная потребность.

Давайте будем честными: не надо говорить сыну, что «хорошие мальчики так не поступают!»

Наоборот – признавая в ребенке его собственные желания и потребности, Вы открываете дверь его внимания к Вашей жизни. Если Вы «проговорите» то, как Вы поняли мотивы ребенка, он услышит и Ваши мотивы. В данном случае - объяснения того факта, что по сложившимся обстоятельствам кроме бабушки некому поиграть с ним в парке, а для бабушки непереносимы его «пропадания» из поля зрения. Как он думает: лучше остаться дома одному или принять условия прогулки? И как он думает - получится ли у него играть на одном месте, может это ему не по силам? А дальше - дайте ребенку прожить свой выбор вместе с последствиями.

Есть большая разница в содержании поступков: вы можете делать одно и то же, но в одном случае подчиняясь чужой воле, а в другом, выбирая это по своим мотивам.

Если Вы хотите побудить ребенка поступать определенным образом, то надо помочь ему найти собственный мотив для такого действия и предоставить выбор.

Как только Вы начнете практиковать такой подход, Вы удивитесь тому, как разумен Ваш ребенок и сколько ненужного контроля вы можете с себя снять.

Публикации по теме:

«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Наказывать или нет?» «Наказывать или нет ребёнка?» - вот какой вопрос встаёт перед молодыми родителями, когда ребёнок не слушается и плохо себя ведёт. Надо продумать.

Консультация для родителей: «Наказывать или поощрять?» Перед нами часто возникает вопрос: «Как добиться исполнения требований?". Для многих людей поощрения и наказания, являются основными методами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Наказывать или показывать»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 11:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Наказывать или показывать»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Угрюмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД