Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Родители — наши союзники»

Лазарева Елена
Консультация для педагогов «Родители — наши союзники»

Консультация для педагогов по теме «Родители – наши союзники».

В начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

Публикация «Консультация для педагогов „Родители — наши союзники“» размещена в разделах

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». А педагоги обязаны помочь им в этом.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. А некоторые родители просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение?

Воспитание учащихся в ДОУ и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями. Следовательно, одним из важных направлений в деятельности воспитателя ДОУ является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Ведь основными воспитателями являются родители, а задача воспитателя помочь и подсказать им в этом непростом деле, ответить на родительские вопросы «как» и «почему», убедительно и просто раскрывать перед родителями актуальные вопросы воспитания, так как не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Ведь весьма важно, чтобы все родители глубоко осознавали свою ответственность за воспитание детей, так как воспитание ребёнка – это не только хороший уход за ним, но и всестороннее его развитие.

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как его одели, считают, что детский сад — место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Мы, в свою очередь, должны создать в стенах образовательного учреждения привлекательные условия для совместной деятельности детей и их родителей. И в этих условиях родители могут “подсмотреть” и опробовать опыт взаимодействия детей и взрослых других семей, увидеть проблемы своего малыша изнутри, что подтолкнет к сотрудничеству со специалистами с целью их решения.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая в себя:

- повышение уровня педагогических знаний,

- умений и навыков родителей;

- помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;

- формирование у родителей рефлексивного отношения к себе как к педагогам;

- взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей по принципу партнёрства, уважения и доверия к ребёнку.

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей?

Один из важных механизмов социализации ребенка - это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается, то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить. Также можно добавить и то, что влияние родителей, семейного уклада на складывающуюся личность ребёнка огромно, а если родители педагогически неграмотны, то и получается дисбаланс в отношении воспитания ребёнка в семье и в детском саду.

Количество семей, о которых с уверенностью можно утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается, а количество проблем, связанных с этим, увеличивается (рождение нежелательных детей, большая занятость на работе, снижение количества времени, уделяемого детям).

Поэтому родители и воспитатели должны быть союзниками в воспитании детей, семейное и общественное воспитание необходимо сочетать. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Постоянные контакты сотрудников ДОУ с родителями являются действенной формой помощи в воспитании детей. Как сделать, чтобы эти контакты не были формальными и не ограничивались малосодержательными, кратковременными беседами? Как добиться того, чтобы родители уважительно и с доверием относились к советам воспитателей, и как влиять на повышение уровня педагогической культуры родителей? Хорошие результаты дают такие формы общения с родителями, как родительские собрания, информационные стенды, памятки для родителей (по воспитанию и обучению детей, о готовности к школе, тесты, анкеты, индивидуальные консультации, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, Дни открытых дверей, праздники в детском саду.

Любая форма работы с родителями предполагает общение с ними, и оттого, насколько педагог подготовлен, зависит успех. Второе условие — это мотивация родителей. Она возникает, если качество предоставляемых услуг, материально-бытовые условия учреждения, профессионализм педагогического состава устраивают родителей. Наличие инновационных программ, особенно таких, где родители включаются в образовательный процесс, видят результат работы с детьми и могут проявить самостоятельную инициативу, также создает условия для мотивации родителей. Формирование мотива успеха — это принятие и правильная оценка родителями результатов деятельности ребенка.

Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Мы, педагоги, не можем перевоспитывать родителей и преобразовывать семью. Это лежит за пределами наших профессиональных полномочий, но мы можем содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребёнка путём педагогического влияния на семейное воспитание, можем формировать у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребёнка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей. Мы можем убедить, что только единство семейного и общественного воспитания приведёт к должному воспитательному эффекту. И в этом я вижу свою главную задачу как работника дошкольного учреждения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», «Законе «Об образовании» и других.

Задачи воспитателя должны совпадать с желаниями родителей, поэтому, мы ждём от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставим цель: сформировать единое воспитательное пространство «семья - детский сад», подразумевающего взаимодействие, сотрудничество, между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребенка.

Педагог должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями (планирование работы с родителями как обязательный раздел в плане воспитательной работы). Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Мои направления в работе - адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада, сохранение психологического и физического здоровья детей, освоение задач программы воспитания и обучения в детском саду, повышение педагогической культуры родителей. Педагогическое просвещение родителей я считаю обязательной составной частью своей работы, так как родителям необходимо дать знания о возрастных психофизических особенностях, задачах, содержании и методах воспитания детей раннего возраста, чтобы обеспечить единый подход в воспитании ребёнка в детском саду и семье. Согласованность воздействий на ребёнка воспитателей и родителей является необходимым условием его своевременного всестороннего развития.

Формы работы, используемые мною для достижения поставленной цели:

- родительские собрания,

- индивидуальные беседы,

- консультации,

- анкетирование (позволяет выявить темы для бесед, консультаций и родительских собраний,

- стенды (уголок родителей,

- осведомление родителей об издаваемой педагогической литературе по вопросам воспитания детей раннего возраста,

- участие родителей в подготовке к праздникам,

-совместное создание предметно - пространственной развивающейся среды.

Всё это помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста и запросов родителей, а так же способствует установлению контактов родителей с воспитателем и другими специалистами детского сада. Благодаря этому мы, педагоги и родители как союзники в воспитании, учимся общаться и понимать детей.

Основными принципами этих форм работы являются - отношение педагога к родителям как к союзникам в воспитании детей (общение на равных, не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а обсуждение изучаемой информации. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции.

Опираясь на свой опыт работы, для себя я выявила некоторые правила эффективного взаимодействия воспитателя с семьями моих воспитанников:

1. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные методы – это: улыбка, имя собеседника, комплимент относительно ребёнка.

2. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

3. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

4. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

5. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!

6. Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично.

7. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

8. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей и педагогов!

9. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность!

10. Каждая встреча с семьёй воспитанника должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка!

11. Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

12. Если педагог, в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

13. Если родители принимают активное участие в жизни детского сада, их усилия должны быть отмечены воспитателем и администрацией ДОУ!

Итог своей работы – это эстетическое оформление группы. Создан уют и комфортное пребывание детей в группе детского сада. На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование выше изложенных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка. Позиция родителей как партнёров, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, применяют полученные знания при воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

По результатам моего наблюдения в группе нет родителей наблюдателей, выросло число родителей лидеров, число родителей исполнителей. Для себя я точно могу сделать вывод, что укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия таких институтов как семья и детский сад обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Публикации по теме:

Беседа «Чем отличаются наши родители от родителей-животных?»Беседа «Чем отличаются наши родители от родителей-животных?» .

Конспект занятия «Счастье семьи. Мы и наши родители» для воспитанников 6 группы детей с ОВЗ Тема: «Счастье семьи. Мы и наши родители". Направление: Программа духовно-нравственного развития и воспитания. Блок нравственно-этическое.

Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители»Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители» Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста. Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Проблема сохранения.

Консультация для родителей «Родители всегда рядом»Консультация для родителей «Родители всегда рядом» Консультация для родителей «Родители всегда рядом» «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое.

Консультация для родителей «Счастливый дошкольник — счастливые родители!»Консультация для родителей «Счастливый дошкольник — счастливые родители!» А что такое счастье, мама? – спросил сыночек у меня. И, глядя мне в глаза упрямо, он ждал ответа от меня. Я так люблю его вопросы, в них.

Консультация для родителей «Здоровые дети — счастливые родители»Консультация для родителей «Здоровые дети — счастливые родители» Здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности.

Консультация для воспитателей «Родители как партнеры образования» Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений.

Фотоотчет «Наши родители могут все»Фотоотчет «Наши родители могут все» Детский сад и семья это то, что стоит у истоков нашего будущего. Ведь именно здесь ребенок получает задатки, которые формируют его полностью.

Стенгазета «Как наши родители подготовили наш участок»Стенгазета «Как наши родители подготовили наш участок» Как во многих детских садах, в нашем саду из года в год воспитатели вместе с родителями приводят в порядок прогулочные участки. У меня.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Родители — наши союзники»
Опубликовано: 13 августа 2021 в 13:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Родители — наши союзники»» (включая файлы) размещена пользователем Лазарева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД