МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Проблема детской тревожности»

АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для педагогов «Проблема детской тревожности»

Консультация для педагогов на тему :

«Проблема детской тревожности»

Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Публикация «Консультация для педагогов „Проблема детской тревожности“» размещена в разделах

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность - это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности.

Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистичные установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей, лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребенка.

Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («Я же ничего не могу!»).

Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.

Обычно это не очень уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Причины детской тревожности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Специалисты считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

• Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).

• Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

• Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Специалисты отмечают, что тревожность ребёнка может возрастать в ситуации, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

Авторитарный стиль родительского воспитания также не способствует внутреннему спокойствию ребёнка, ребёнок в этой ситуации обычно теряет уверенность в себе и в своих собственных силах. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением).

Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, то есть способствует формированию у него тревожности.

Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины: «Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении эмоций и чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.

Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, то есть, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у него страхов.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

У детей дошкольного возраста в среднем наблюдается от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов.

Страхи, характерные для младшего дошкольного возраста:

• Боязнь сказочных персонажей;

• Уколов;

• Боли;

• Крови;

• Высоты;

• Неожиданных звуков;

Типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Страхи, характерные для старшего дошкольного возраста:

• Смерти;

• Смерти родителей;

• Страх животных;

• Сказочных персонажей;

• Глубины;

• Страшных снов;

• Огня;

• Пожара;

• Нападения;

• Войны;

У девочек: страх заболеть, наказания, боязнь сказочных персонажей.

Правила работы с тревожными детьми.

1. Хвалите ребёнка даже за незначительный успех.

2. Спрашивайте ребёнка в середине НОД.

3. Избегайте заданий на ограниченное время и любых видов работ, учитывающих скорость.

4. Не сравнивайте ребёнка с окружающими, сравнивайте результаты ребёнка только с его собственными результатами (неделя, месяц назад и т. д.).

5. Предъявляйте адекватные возможностям ребёнка требования.

6. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

7. Обязательно, взаимодействуя с ребёнком, используйте визуальный контакт.

8. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

9. Наказывайте ребёнка лишь в крайних случаях, наказывая его, не унижайте.

10. Старайтесь делать ребёнку, как можно меньше замечаний.

11. Избегайте длинных нотаций.

12. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

13. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

14. Демонстрируйте ребёнку образцы уверенного поведения, будьте ему примером.

Публикации по теме:

Консультация «Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема» В современном мире наблюдается опасная тенденция к росту агрессивности. Особое внимание ученых всего мира привлекает то, что агрессивными.

Консультация «Детское воровство, или «Стыдная» проблема» Детские воровство и сопутствующий ему обман не редкое явление у детей дошкольного возраста. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку,.

Консультация для педагогов «Какова проблема аутизма?» Консультация для педагогов на тему: «Какова проблема Аутизма?» "КАКОВА ПРИРОДА АУТИЗМА?" АУТИЗМ, или расстройства аутистического спектра.

Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Проблема приобщения старших дошкольников.

Консультация для педагогов в ДОУ «LEGO конструирование как фактор детской одаренности» Введение Лего - конструирование – это вид моделирующей, творческо-продуктивной деятельности. Конструирование из строительного материала.

Консультация для родителей «Детские страхи. Как снизить риск развития страхов или тревожности» Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству.

Консультация для родителей «Мусор проблема номер 1»  Консультация для родителей                         «Мусор проблема  №1»              Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются.

Консультация «Ребенок-инвалид — не проблема, а личность» Детей, которых я хотела бы сегодня выделить, называют детьми-инвалидами. Они не такие как все, они особенные. У них все по-другому. И развитие,.

Консультация «Социальное сиротство, как социальная проблема» СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В современном российском обществе социальное сиротство является одной из самых печальных реалий.

Консультация для родителей «У вас гиперактивный ребенок? Это не проблема!» Что делать с ребенком, если он у вас гиперактивен? Автор- разработчик : Ольга Михайловна Жигач, воспитатель ГБДОУ Детского сада №23 приморского.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проблема детской тревожности»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 10:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Проблема детской тревожности»» (включая файлы) размещена пользователем АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД