Получи документы

Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения

Светлана Трусова
Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения

Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе произведения художественной литературы

Ценность: о дружбе и смелости, о том, как важно найти верного друга.

Тема: мордовская сказка «Как собака друга искала».

Цель: формирование у воспитанников представлений о ценности дружбы, о том какими качествами должен обладать друг.

Образовательные задачи:

Воспитательные:

Публикация «Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения» размещена в разделах

- воспитывать любовь к устному народному творчеству (сказкам, эмоциональное отношение к литературному произведению и его героям;

- воспитывать интерес к совместной деятельности, дружеские добрые отношения;

- воспитывать умение дружить и беречь дружбу.

Обучающие:

- обогащать активный словарь;

- совершенствовать навыки связной речи детей: полно и точно отвечать на вопросы, стараться правильно и логично строить высказывания.

Развивающие:

- развивать умение слушать, понимать художественное произведение;

- развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки, способность к творческому самовыражению.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

предоставлять детям возможность выбора в разных видах деятельности; поощрять детскую инициативу, творчество, воображение.

Материалы: карта России, книга со сказкой; иллюстрации к сказке или картинки с изображением собаки, зайца, волка, медведя, человека; фонограмма спокойной мелодии.

Понятия: мордовская сказка, смелый человек, верный друг, надёжный друг.

Планируемые результаты: дети воспринимают и понимают смысл текста, выделяют в тексте главную мысль; насыщаются впечатлениями, увлекаются творческим процессом; осознают ценность дружбы.

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Организация на совместную деятельность «Круг»

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня нас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем - всем нам.

Соберитесь, подтянитесь,

И тихонечко садитесь.

(Педагог создает положительный настрой у воспитанников. Дети приветствуют друг друга и педагога, заинтересованы предстоящей деятельностью, настроены общаться.)

Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем).

Краткий подводящий диалог к теме:

- Ребята, вы любите сказки?

- А что такое сказка?

(Педагог фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов».)

- Сегодня мы продолжаем знакомство с народными сказками.

- Какие сказки называются народными?

- А какие виды сказок вы знаете?

- Какие сказки мы с вами уже читали?

- Сегодня я хотела бы познакомить вас с новой сказкой, с мордовской народной сказкой.

- А кто знает, что значит мордовская сказка?

- Ребята, в нашей стране проживает множество разных народов. Демонстрирует карту России с представителями народов, проживающих на её территории. Назовите какие-либо народы, проживающие в России. А всего в России живет более 190 народов. Среди них есть такой народ, как мордва. Они и придумали сказку, которую мы сегодня прочитаем.

(Дети отвечают на вопросы.)

Знакомство с ценностью.

Ценностный диалог. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

(Педагог побуждает детей к высказываниям, поддерживает интерес.)

- Посмотрите, пожалуйста, на картинку.

- Как вы думаете, о ком эта сказка? Предположите, что произошло в сказке?

- Сказка называется «Как собака друга искала».

- Как вы думаете, нашла ли собака друга? Кто мог бы стать другом собаки?

- Хотите узнать, что произошло на самом деле?

(Педагог эмоционально читает сказку, делает паузы, пояснения. Задает детям вопросы по ходу чтения сказки.)

- Ну вот, мы познакомились с новой сказкой.

- Как она называется? С каких слов начинается сказка?

- Что сказочного в этой истории?

- Расскажи, кого встретила собака в лесу? Кто стал дружить с собакой?

- Почему собака не захотела дружить с зайцем, волком и медведем?

- А собака, какого друга хотела себе найти?

- Почему собака хотела, чтобы её друг был смелым?

- А чем опасен друг, который всего боится?

- Смелый друг постарается помочь другу, если он попал в беду.

- Как называется друг, который тебя не бросит в беде, выручит и спасет?

- Какой у сказки конец? Почему собака выбрала другом человека? Быстро собака нашла себе друга или пришлось поискать его подольше? Легко ли найти себе хорошего, надежного, верного друга?

- А какие пословицы и поговорки вы знаете о друзьях и дружбе? (Без друга на сердце вьюга. Верному другу цены нет. С хорошим другом горы свернешь, с плохим – горя хлебнешь.)

- Какой вывод можно сделать после того, как мы прочитали сказку «Как собака друга искала»?

- А у вас есть друзья? А вы надежные друзья для своих друзей?

(Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы, слушают сказку, включаются в обсуждение, с опорой на наглядность умеют выстроить ответ, проявляют познавательный интерес в процессе слушания. С помощью взрослого дают нравственную оценку героям произведения, демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи, умение строить полные, выразительные ответы на вопросы.)

Игровая ситуация

(Педагог мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).

Ребята, давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Круг друзей». Вспомним и назовем лучшее качество своего друга.

Звучит спокойная музыка. Дети играют в игру. Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к деятельности.

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

- Мы с вами прочитали сказку о чем? Кто её главные герои? Могла ли сказка закончиться по-другому? Давайте пофантазируем.

- Если бы звери знали, что они потеряют такого хорошего друга, они бы постарались быть смелыми. А еще какими?

(Дети отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов.)

- Собака могла бы подружиться с каждым из животных. И у неё было бы больше друзей.

(Педагог вовлекает детей в продуктивную деятельность, стимулирует интерес, инициативность, самостоятельность.)

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики). Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности.

- Как мы с вами можем помочь зайцу, волку и медведю найти новых друзей? Что мы можем для них сделать?

(Дети предлагают свои варианты, решения.)

- У меня тоже есть для вас предложение. Для всех, кто захочет найти себе друзей, мы с вами составим Правила дружбы. А также у меня есть много предложений, чем можно сегодня заняться в наших центрах. Выбирайте, кто и куда сегодня отправится.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

(Педагог инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.)

(Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.)

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

Центр познания.

В центре познания дети могут разработать опорные карты для составления рассказа о друге.

Центр искусства.

В центре искусства ребята могут разучить песню о дружбе, сделать постановку танца для друзей, организовать выставку портретов «мой лучший друг».

Центр кулинарии

В центре кулинарии дети могут попробовать сделать, используя технологические карты, фруктовый салат при помощи безопасных пластмассовых кухонных приборов и принадлежностей и угостить своих друзей.

Центр мастерская

В мастерской все желающие могут изготовить открытки для своих друзей, а также нарисовать стенгазету «Мои лучшие друзья».

Центр грамоты

В центре грамоты можно придумать свой шифр и записать секретное послание для своего друга.

Центр игры

В центре игры можно сразиться с командами друзей или попробовать дружбу на прочность и сыграть на пару с другом.

Центр конструирования

В центре конструирования можно дать волю фантазии и соорудить из конструкторов или подручных средств домики для друзей, как в сказке, про крокодила Гену и Чебурашку.

Центр математики

В центре математики можно подсчитать, сколько чайных пар, и какое количество угощения нужно приготовить для чаепития с друзьями. А также попробовать угадать настроение своего друга.

Центр книги

В центре книги можно познакомиться с новыми сказками о друзьях.

Центр безопасности и здоровья

В центре безопасности и здоровья можно попробовать разработать и записать, зарисовать Правила для дружных ребят.

Двигательный центр

В двигательном центре ребята составят комплекс упражнений для утренней гимнастики друзей.

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Рефлексивная ситуация

- Ребята, как называется сказка, которую мы сегодня прочитали? О чем она? Вам понравилась сказка? Что конкретно вам понравилось в сказке? Что вы узнали про дружбу и друзей? Хотелось бы вам стать таким же надежным другом? Хотели бы вы иметь верного друга?

- Что нужно для этого сделать?

- Как вы чувствовали себя на занятии? Что вам понравилось в сегодняшнем занятии, а что не понравилось?

(Дети выражают собственные чувства, эмоции, мысли, свое мнение. Умеют делать вывод и его аргументировать.)

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать)

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы помогли зверятам из сказки, научили их, как стать хорошими друзьями. Создали правила дружбы, по которым мы с вами будем стараться жить в нашей группе.

- Расскажите, что вы делали сегодня в центрах.

- Все ли у вас получилось? Хотели бы вы еще позаниматься в других центрах?

- Можем ли мы с вами назвать друг друга своими друзьями?

(Дети делятся впечатлениями. Показывают результаты своей деятельности. Дарят друг другу открытки. Настроены на дружеское общение.)

4. Открыто-перспективный этап. (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

- На кого из героев вы хотели бы быть похожим? Хотели бы вы еще прочитать новые сказки и истории о дружбе?

(Дети выражают свои мысли, заинтересованы, проявляют любознательность.)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного развлечения «Рождественское сияние красок» с детьми 7-ого года жизниКонспект интегрированного развлечения «Рождественское сияние красок» с детьми 7-ого года жизни Конспект интегрированного развлечения "Рождественское сияние красок" (с детьми 7 - ого года жизни) Педагога дополнительного образования.

Конспект интегрированного занятия «Салат из сказок» с детьми 6 года жизниКонспект интегрированного занятия «Салат из сказок» с детьми 6 года жизни Конспект интегрированного занятия на тему «Салат из сказок» с детьми 6 года жизни. Шелехина Нина Сергеевна. Программное содержание. Учить.

Конспект интегрированного занятия «Поэтический цветок весны» с детьми 6 года жизниКонспект интегрированного занятия «Поэтический цветок весны» с детьми 6 года жизни Конспект интегрированного занятия. «Поэтический цветок весны» (с детьми 6 года жизни) Шелехина Нина Сергеевна. Почему весны? Потому, что.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 года жизни «Красочные фигуры» Направленность: развитие представления детей о геометрических формах и шести спектральных цветах. Коррекционная задача: закрепить представления.

Конспект образовательной ситуации по эмоциональному развитию с детьми средней группы «Страна Радости» Программные задачи: - создание благоприятной атмосферы на занятии; - развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать сообща;.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения
Опубликовано: 24 июля 2020 в 11:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе художественного произведения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Трусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД