Получи документы

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Татьяна Есенеева
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Цель: воспитания уважения к традициям и культуре татарского народа, проживающего в нашей стране.

Задачи:

Педагогические:

Образовательная: познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.

Развивающая: развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям татарского народа через непосредственное общение с представителем татарской национальности.

Практическая: украсить полотенчики национальным орнаментом.

Форма организации совместной деятельности: совместно – индивидуальная деятельность.

Участники: воспитатель, дети, солистка ансамбля «БЕХЕТ» (ДК Северный) Диева Н. А.

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, карта России, фотографии народов России, иллюстрации национального праздника «Сабантуй», магнитофон, диск с записями, гуашь, кисти, шаблоны татарского орнамента, полотенце.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций костюмов народов татарской национальности, народные татарские праздники.

Просмотр презентации «Жизнь и обычаи татарского народа».

Разучивание татарских речёвок.

Встреча с татарской семьёй.

Дидактические игры: «Узнай костюм», «Назови блюдо».

Сценарий совместной деятельности:

Воспитатель: ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна?

Ответы детей: Россия.

Воспитатель: кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный воспитанник проводит указкой по границам России)

Воспитатель: наша Родина очень большая, красивая и богатая. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Какие народы населяют нашу страну?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей (рассматривают иллюстрации).

Но русский народ составляет основу России, саму ее душу.

Давайте, покажем на карте где находиться Пермский край.

Дети показывают

Воспитатель: Да, здесь мы с вами живем. И у нас есть соседи.

А кто такие соседи?

Например - как называется соседняя группа?

Дети: «Золотой ключик».

Воспитатель: правильно, а почему группу «Золотой ключик» мы называем соседней?

Дети: потому что она рядом с нами.

Воспитатель: правильно соседи это люди, живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи, Аня сидит рядом со Славой - значит они соседи. Хорошо, а как себя должны вести соседи?

Дети: дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходить в гости.

Воспитатель: правильно, а вы дружите со своими соседями?

Дети: да.

Воспитатель: молодцы, есть соседние группы, соседние квартиры, улицы, города, республики, страны.

Сегодня мы поговорим о народе, живущем в другой соседней республике. Эта республика называется Татарстан, а народ, который там живёт - татары. Это многочисленный народ и поэтому татары живут не только в Татарстане, но и по всей России.

Татары говорят на татарском языке.

«Здравствуйте» на татарском языке звучит как «ИСЕММЭСИС». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.

Дети здороваются.

Воспитатель: теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете можно узнать татар?

Ответы детей: по речи, по одежде.

Воспитатель: правильно, посмотрите - вот куклы: мальчика и девочки - Гульнара и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Во что одета Гульнара?

Дети: в белую блузу, голубую юбку, синий жилет.

Воспитатель: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивками.

Воспитатель: жилет у Гульнары красивый, бархатный, украшенный мехом. А во что одет Ринат?

Дети: Ринат одет в длинную рубашку, широкие брюки, полосатый халат.

Воспитатель: длинная рубашка Рината подвязана кушаком. Обратите внимание: и Ринат, и Гульнара одеты в жилеты. На ногах у них ЧЕКМЕНИ – так называется обувь, а на голове - ТЮБЕТЕЙКА - маленькие шапочки. А теперь давайте поиграем, найдите среди этих картинок людей в татарских национальных костюмах

(дети выполняют задание).

Воспитатель: татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах, чаще - по праздникам и деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетках.

Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент - это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа.

У татарского народа существует три основных вида орнамента:

• первый вид - «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейка, клпш, платки).

• второй вид орнамента - «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии.

• третий вид орнамента называется - «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в о основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.

Воспитатель: к нам сегодня в гости приедет гостья, она татарка. Как вы думаете, какой ей можно сделать подарок?

Ответы детей:

Воспитатель: традиционным подарком у татар считается полотенце. И сегодня мы с вами украсим полотенчики татарским орнаментом.

Воспитатель: а сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно - растительный или зооморфный.

Ответы детей: (Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно – растительный, потому что вижу на рисунке цветы, а я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей, а я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломанные линии и верёвочку).

Воспитатель: народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному.

Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте.

Стук в дверь. Заходит гостья - татарка в национальном костюме.

Здоровается по - татарски, приглашаем посмотреть как мы украшаем орнаментом полотенца.

Воспитатель: расскажите нам о своих традициях.

Гость: в татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар - мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепёшки - кабатма, блины - киймак, пироги с начинкой - беляш и др. Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников - САБАНТУЙ. На этом празднике мужчины и юноши состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят коней, по этому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц, поговорок. Татары смелый, гордый, трудолюбивый народ. Они искусные мастера — ювелиры, и делают украшения из металла.

После того, как вы украсите полотенца, мы с вами поиграем в национальную игру и я вам спою песню на татарском языке.

Дети с гостьей играют в национальную подвижную игру и слушают песню на татарском языке.

Воспитатель: ну что, дети, понравилось вам как мы сегодня провели с вами время? Что вы запомнили, что вам понравилось?

ответы детей.

Воспитатель: мне тоже очень понравилось общаться с нашей гостьей. Ну а теперь пора прощается на русском и татарском языках.

И еще мы хотим сделать подарок – наши полотенчики.

Воспитатель, подводя итог, ещё раз напоминает, что существуют разные народы с разной культурой и что, помимо своей культуры, нужно уважать культуру и обычаи других национальностей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с традициями, обычаями, бытом родного края в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями, обычаями, бытом родного края. Воспитатель.

Конспект занятия «Что за чудо — эти сказки! Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина» для подготовительной группы Программное содержание: - Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина; - Воспитывать умение эмоционально воспринимать.

Конспект занятия по мультикультурному образованию в дошкольном возрасте «Знакомство с культурой таджикского народа» Технологическая карта «Знакомство с культурой таджикского народа». Старшая группа. Цель: Создать условия для развития интереса детей к культуре.

Конспект занятия с использованием мордовского и татарского этнокультурного состава «Россия — Родина моя» Цель. Формирование представлений о России; воспитание ценностного отношения к своей Родине. Задачи. Образовательные: - обобщить знания.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев» Цель: Приобщение дошкольников к культуре народа коми Образовательные задачи: дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях.

Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проект «Знакомство детей с жизнью и творчеством русского живописца И. И. Шишкина» Проблема проекта: Дети не знакомы с творчеством великих.

Фотоотчет «Знакомство с традициями русского народа»Фотоотчет «Знакомство с традициями русского народа» Русский народ-коренные жители России, православные христиане. Очень важны культура и традиции нации. Одной из отличительных черт русского.

Знакомство родителей с жизнью детского сада и группы. День за днем! Презентация для родителей о жизни детей в группе. Создать условия для знакомства родителей друг с другом и сблизить их между собой, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей.

Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 54 «РАДУГА» Конспект НОД по ознакомлению.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова» Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 16:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Есенеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД