МААМ-картинки

Конспект занятия «Планирование бюджета»

Ольга Губер
Конспект занятия «Планирование бюджета»

Цель: сформировать представления учащихся о бюджете и о его роли в жизни.

Задачи:

• сформулировать понятие «планирование бюджета» через представление конкретных ситуаций;

• расширить активный словарь по теме, развитие речи, логическое мышление.

Ход занятия:

1. Оргмомент

2. Целеполагание

Сегодняшнее занятие мне хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,а умело расходовать – искусство».Чему посвящены эти слова (экономии денег).

Публикация «Конспект занятия „Планирование бюджета“» размещена в разделах

• А откуда берутся деньги? (зарабатывают)

• Можно ли прожить без денег? (нет) А почему?

• А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).Ответы детей

Чтобы сформулировать тему нашего занятия, предлагаю Вам поработать с буквенным рядом. Работа будет в 2 группах. Посмотрите на слайд: узнали сказки? Назовите. Какое число фигурирует в названии сказок? Вам необходимо оставить каждую 3 букву, остальные зачеркните. Оставшиеся буквы запишите на листе.

Молодцы! Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия? (планирование бюджета).

Ребята, как вы думаете, почему эта тема актуальна для Вас? Для чего Вам это нужно знать? Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? Ответы детей.

Сформулировать цели занятия нам поможет кубик Блума. На его гранях написаны вопросы. Мы их используем для формулировки целей занятия.

Грань Что? (называется бюджетом)

Грань Из чего? (складывается бюджет)

Грань Какие? (виды бюджета бывают)

Грань К чему? (ведет финансовая безграмотность)

Грань Где? (можно сэкономить)

Грань Зачем? (нужны знания о планировании бюджета)

Вот мы с вами вместе определили цели нашего занятия. А как мы узнаем, по каким критериям определим, достигнуты ли наши цели? (ответы детей).

Я прошу вас активно работать, слушать друг друга, быть внимательными. А я буду вашим помощником.

3. Новая тема

1. Грань Что? (называется бюджетом)

Бюджет в переводе с французского, что означало мешок., небольшой кошелек, прикрепленный к поясу и содержащий разменные монеты, которые расходовались на повседневные расходы.

Впервые понятие бюджета появилось в 1870 г. в Англии как документ, в котором представлен план доходов и расходов, утвержденный парламентом.

Первый в России бюджет – смета государственных доходов и расходов – был составлен в 1645 г.

Словарная работа

Предлагаю посмотреть толкование слова бюджет в словаре Ожегова. Дети зачитывают

В словаре иностранных слов толкование следующее (зачитываю) :

Бюджет- 1. роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период; 2. совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.

2. Грань Из чего? (складывается бюджет)

Работа в группах:

1 группа выбрать из предложенного слова, словосочетания, обозначающие доходы

2 группа выбрать из предложенного слова, словосочетания, обозначающие расходы

Приложение 1

Учащиеся прикрепляют выражения на доске. Обсуждение.

Доходы бывают регулярные и нерегулярные. Давайте отметим на доске.

Напомните, что относится к обязательным расходам (их еще называют необходимые? Ответы детей. А какие желательные (их еще называют произвольные) расходы? (ответы детей).Отмечаем на доске.

3. Грань Какие (виды бюджета бывают)

Практическая работа. Работа в группах.

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам рассмотреть ситуации.

Наши выпускники учатся в Вольске и Балаково. Давайте выясним, какие они имеют доходы (слайд на экране и у детей на столе) :

1. Выпускник Центра, студент Вольского технологического колледжа

Ежемесячно стипендия: 730 рублей

пособие на приобретение канцелярских принадлежностей- 182 рубля

Полное государственное обеспечение:

5 разовое питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание,комплект одежды, обуви и вещего довольствия,

Бесплатно:

проезд в городском транспорте

Посещение плавательного бассейна и Ледового дворца

Индивидуальный лицевой счет в банке. Он будет доступен вам только с 18 лет.

Подчитайте доход: 912р.

2. Выпускник Центра, студент Балаковского промышленно-транспортного техникума им. Н. В. Грибанова

Ежемесячно: стипендия 730 рублей

канцелярские товары: 158 рублей

выплаты на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря: 2027 рублей

Полное государственное обеспечение:

5 разовое питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание

Индивидуальный лицевой счет в банке. Он будет доступен вам только с 18 лет.

Бесплатно:

проезд в городском транспорте

Подчитайте доход:2 915р.

Какие расходы могут быть в первом и втором случае? Только на средства гигиены (шампунь, мыло и т. д.) и средства связи (мобильная, интернет).

Девушкам будет не лишним купить косметику, средства гигиены. Подсчет.

Какие могут быть непредвиденные расходы? Напомните, что относится к таким расходам? (необходим ремонт одежды –сломался замок, чайника и т. п.)

Пока студенты учатся, они на полном государственном обеспечении.

А что дальше? Вам исполнится 18 лет, вы становитесь совершеннолетними. Если на лицевой счет идут перечисления алиментов, то, как только вам исполняется 18 лет, они прекращаются поступать на счет. Если на лицевой счет поступает пенсия, то поступления прекращаются сразу после окончания учебного заведения.

Вы выйдете в свободную независимую жизнь, сможете ли вы позволить себе все, что пожелаете? Ответы детей.

Давайте спрогнозируем, что будет на самом деле. Что останется из доходов после окончания учебного заведения? (ответы детей)

Да, только индивидуальный лицевой счет, на котором накопились деньги (пенсия или алименты). Как я уже говорила, поступлений уже больше не будет.

Что нужно сделать? Как жить дальше? (ответы детей). Да, вы правы, нужно найти источники дохода.

Какие основные источники дохода будут у вас? Ответы детей. Да, зарплата. Как вы думаете, сколько может получать молодой специалист после окончания учебного заведения? Ответы детей. Средняя зарплата по Балаково составляет за 2022 год составляет 56 996 рублей. Чаще всего в вакансиях встречается зарплата 25 000-30 000 рублей, так называемая модальная. Модальная зарплата — наиболее часто встречающееся значение. Самая распространенная зарплата в выборке. Если вы не сможете найти подходящую работу, необходимо встать на учет в ЦЗ. Вам полгода будет выплачиваться пособие по безработице в размере 35 тысяч рублей.

Есть такое понятие МРОТ, кто помнит, что оно означает? Ответы детей.

С 1 января минимальный размер оплаты труда составляет 16 242 рублей в месяц. Это что касается зарплаты.

Предлагаю вам поработать в группах:

1 группа: Посмотреть в интернете вакансии на должность маляра.

2 группа: Посмотреть вакансии на должность маляра в газете Карьера

Обсуждение.

Итак, какие могут быть у вас доходы, мы определили. Записать на доске.

Теперь перейдем к расходам.

А где вы будете жить? Из общежития надо будет куда-то выехать. Куда? Квартиры получают не сразу после окончания учебного заведения.

Необходимо найти жилье, где вы будете жить.

Предлагаю вам поработать в группах:

1 группа Посмотреть варианты аренды жилья в газете Суть.

2 группа Посмотреть на авито варианты аренды жилья

Обсуждение.

Итак, с вариантами аренды мы с вами определились.

Расходы после окончания учебного заведения увеличатся. Давайте посмотрим, какие бывают категории расходов (на доске)

Работа в группах.

Раздать листок с доходами и расходами. Впишите, какие у вас будут расходы, на доске примерные цифры, у вас они могут быть другие. 5 минут на подсчет.

Обсуждение. Получается противоречие: вы такие взрослые, самостоятельные, но финансовые возможности ограничены. Свободных денег больше не стало.

У кого получился доход больше расхода? Ответы детей. А у кого расходы больше дохода? Ответы детей?.

Ребята, когда расход меньше дохода – это профицитный бюджет.

Но бывает так, что доходы равны расходам, такой бюджет называется сбалансированным.

Если доход меньше расходов, то это дефицит бюджета.

Как вы думаете, от чего происходит дефицит денег? (покупка ненужных вещей, необдуманные кредиты) И где взять деньги в таком случае? (взаймы, кредит)

Как вы думаете, какой бюджет лучше? Почему? Ответы детей.

Физминутка «Собери пословицу»

Работа в группах. Дается маршрутный лист (найти слова из пословицы, собрать.

1 группа: Береженая копейка рубль бережет.

2 группа: Без копейки рубля нет

4. Грань К чему? (ведет финансовая безграмотность)

А к каким трудностям, неприятностям приводит финансовая безграмотность? Ответы детей.

Метод «Фишбоун» (рыбья кость).

Ребята, наша задача заполнить схему, которая будет иметь определенные правила составления: схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова- проблема, вопрос или тема, которая подлежит анализу.

Верхние косточки- фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки- предложения по исправлению ситуации

Хвост- ответ на поставленный вопрос, вывод.

.

Проблема:

Отсутствие финансовой грамотности. Нехватка денег до зарплаты Неумение планировать траты.

Это основная проблема в бюджете, так как при грамотном подходе можно жить, не имея высокий доход.

Последствия финансовой безграмотности (причины того, почему же денег не хватает) :

• Покупка ненужных вещей, которые потом балластом лежат дома, и никто им не пользуется

• Необдуманные кредиты

• не привыкли планировать (нет тетради Доходов и расходов)

• Безответственное отношение к личным средствам

Для того чтобы решить проблемы, связанные с финансами, придется приложить усилия и пересмотреть свои взгляды на траты.

Как исправить ситуацию?

5. Грань Как? (экономить бюджет)

Планировать траты (список покупок перед походом в магазин)

• Ограничить затраты (критически оценить список предполагаемых покупок. Действительно ли это мне надо)

• Знать ситуацию на рынке цен (приложение Едадил, следить за скидками, акциями, пользоваться интернет заказами. Бывает так, что онлайн заказы намного дешевле (Озон и т. п.). Покупать товары не в сезон, например, зимнюю обувь летом, цена будет намного меньше, чем покупать ту же обувь в сезон зимы и т. п.

• Завести журнал расходов

• Бережно относится к вещам

• Рационально тратить ресурсы (свет, вода)- получается экономия комм. платежей

Планировать бюджет так, чтобы в конце месяца оставалась некоторая сумма.

Важно соизмерять потребности с материальными возможностями. Расходы бюджета не должны превышать доходы. Жить нужно по средствам!

6. Грань Зачем? (нужны знания в планировании бюджета)

Ребят, как вы думаете, а зачем нам нужны знания о планировании бюджета именно сейчас?

Получается противоречие, зачем вам эти знания, эта информация, сейчас вы на полном государственном обеспечении, нужна ли эта информация вам? Ответы детей. Да, ребята, мы говорим о будущем. Вы должны быть готовы к взрослой жизни и не совершать ошибок в планировании бюджета.

Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к целям нашего занятия, достигли ли мы их? Ответы детей.

Самооценка. Взаимооценка.

Оцените свою работу на занятии. Предлагаю Вам выбрать самим монетку: золотую или серебряную. Золотая монета- если вы узнали что-то новое, интересное, вам было все понятно. Серебряная- если вы испытывали трудности, не все было понятно.

А теперь давайте выберем самого активного на занятии, кому полагается премия в виде дополнительной золотой монетки. Спасибо всем за работу на занятии. Вы сегодня очень хорошо поработали.

Приложение 1

• плата за коммунальные услуги и/или аренду жилья;

• плата за детский сад

• плата за кружок, секцию

• связь (телефон, интернет)

• отдых на море

• ремонт квартиры

• заработная плата

• товары для уборки дома

• одежда, обувь

• премия

• продукты питания

• пенсия

• пособие на ребенка

• стипендия

• налоги

• наследство

• клад

• покупка проездных билетов

• лекарства

• поход в кино, театр

• Подарки

• Возврат налогов

• Приз (выигрыш)

Приложение 2

Доходы

Категории доходов Сумма

1 Зарплата

2

3

4

Итого

Расходы

Категории расходов Расходы за месяц

1 продукты питания

2 коммунальные платежи

3 аренда квартиры

4 бытовые нужды

5 гигиена и здоровье

6 одежда и косметика

7 поездки (транспорт)

развлечения и подарки

9 связь (телефон, интернет)

10 вредные привычки

Итого

Публикации по теме:

Планирование «Книжкина неделя»Планирование «Книжкина неделя» «Книжкина неделя» (с 01.04.19г. по 05.04.19г.) 01.04.19г. - Просмотр презентации «Из чего делают бумагу?»; Цель: познакомить с историей.

Ежедневное планирование на два дня Ежедневное планирование. ПОНЕДЕЛЬНИК_29.04. 2019г. _ Утро Беседа (познавательная) «Чем занимались в выходные?». Цель: развивать память детей,.

Календарное планирование ОД (продолжение) Тема дня «Чтение стихов про Деда Мороза» Режим Утро Понедельник 28 декабря Интеграция ОО СКР,РР,ПР, ФР,ХЭР Просмотр компьютерной презентации.

Конспект интегрированного занятия занятия по лепке «Поможем котику Басику приобрести друзей» с детьми 5–6 летКонспект интегрированного занятия занятия по лепке «Поможем котику Басику приобрести друзей» с детьми 5–6 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группеМатематика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группе Воспитатель: Колесникова Е. В. ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Повышение двигательной и интеллектуальной активности детей на занятиях по математике.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Перспективное планирование по ОБЖ Перспективное планирование в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». ОБЖ сентябрь 1. Беседа «Знай и выполняй правила.

Планирование недели «Я в детском саду. Интересные занятия» в старшей группе 1 неделя сентября: «Я в детском саду! Интересные занятия» Тема месяца: «Ходит осень по дорожке». Образовательные ситуации, события, праздники,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Планирование бюджета»
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 09:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Планирование бюджета»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Губер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД