Получи документы

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе

Ольга Носова
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

• обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);

• воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;

Оборудование и материалы: волшебный рюкзачок, конверт с моделями.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе» размещена в разделах

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто же я? (Сказочница). Вы любите сказки? Хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?

Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова.

Дети произносят волшебные слова. Пальчиковая игра «Замок».

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (с силой сжимаем и разжимаем кулаки)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

На экране появляется (мнемотаблица «Заюшкина избушка»)

Ой! Что это за таблица такая? Квадратики. А в квадратиках рисунки.

Помогите мне, пожалуйста. Внимательно рассмотрите таблицу и попробуйте догадаться, что это за сказка. (Ответы детей).

Правильно, это модель сказки «Заюшкина избушка». Молодцы!

А вы хотите сами смоделировать сказку?

Моделирование сказки.

Предлагаю детям подойти к столу. Посмотрите что лежит на столе?. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги, треугольники, квадраты, овалы). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, черный, оранжевый, красный - желтый, коричневый, голубой).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки – геометрическая фигура определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете – какая фигура? (круг). Цвет? (белый). Почему? Оранжевый треугольник для (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какая фигура и какого цвета соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (черный овал). Какую фигуру мы подберем Медведю? Почему? (дети объясняют) А что есть еще у вас на столе- избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята.

А теперь мы с вами попробуем рассказать сказку, используя эти модели заместители. Я буду рассказывать сказку, а вы выкладывать модели друг за другом, в соответствии с текстом сказки. Как начинается сказка, кто помнит (Жили были… .)

Будьте внимательны! Сказка начинается!

Сказка.

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, у лисы избушка растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собаки:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Мы ее выгоним!

Пошли собаки к избушке, и как залают:

- Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугалаиь и убежали. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц).

Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь:

- О чём, зайчик, плачешь?

- Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я тебе помогу, выгоню лису!

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, не выгнали, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!

Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь:

- Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался, в лес убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Подошли они к избушке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

- Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать да добра наживать.

Рассказываю сказку, дети раскладывают модели на магнитной доске.

(Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. …. (дети ставят модели избушек)

Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собаки испугались лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составили и помогли мне рассказать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Ребята, мне немного жалко лису. Она хоть и выгнала зайца, но сама-то в конце сказки осталась без дома. Страшно, наверное, в лесу ночью? Она ведь не знала, что бывает весной, и что ее ледяной дом растает.

Давайте построим лисе домик из палочек (строят дом из палочек по словесному заданию педагога).

- Возьмите 4 палочки, выложите из них квадрат, добавьте еще две так, чтобы получилась крыша. Какие геометрические фигуры у вас получились?

- Вот теперь лиса будет довольно и не сможет зайца из дома выгнать.

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

Рефлексия.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и, конечно, немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Сегодня мы с вами совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка», которую составляли и рассказывали, используя модели - заместители.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка) - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Молодцы!

Дети, мне надо возвращаться в свой волшебный лес. Но я обязательно вернусь. И мы с вами будем моделировать новую сказку. До свидания!

Публикации по теме:

«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе Цель: развивать речь детей посредством использования элементов театрализации. 1. Задачи по развитию связной речи: -составлять небольшие описательные.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц)Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ с использованием театрализации по сказке «Теремок» Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализации по сказке «Теремок» Цель: • способствовать формированию умения детей отражать.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе
Опубликовано: 17 декабря 2022 в 19:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Носова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД