МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»

распопина оксана анатольевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Качугский детский сад «Кораблик».

Конспект занятия по развитию

речи в подготовительной к школе группе

«Богатыри земли русской».

Подготовила : Распопина О. А. ;

воспитатель МК ДОУ Качугский

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

детский сад «Кораблик», первая

квалификационная категория.

2022 г. п. Качуг.

Цель: Расширять и пополнять знания детей о былинах, как одном из видов фольклорного жанра. Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках земли русской : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Задачи:

- Развивать диалоговую и связную речь детей.

- Активизировать словарный запас детей, закреплять знания названий элементов одежды и оружия богатыря (рубаха, сапоги, кольчуга, шлем, плащ; палица, булава, копьё, меч, лук, стрелы, щит).

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.

Предварительная работа:

Чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей Горыныч»; рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» и иллюстраций к былинам в книгах; заучивание пословиц о смелости, о богатырях, разучивание русских народных хороводов, игр.

Оборудование к занятию :

«Утро» Э. Грига и звучание гуслей в записи, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», мультимедийная установка, картинки с изображением предметов и персонажей из былин (ковш, печь, дуб, свисток, шапка и песок, рубаха нищего, Тугарин Змей, древний город, Святогор, змей Горыныч, лошадь, поп, колпак скомороха.

Ход занятия

Дети входят в группу, воспитатель встречает детей в костюме сказительницы, предлагает сесть на стулья. Звучит «Утро» Э. Грига.

В. – Ой, вы добрые молодцы и красные девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили тысячу лет назад, но слава об их подвигах дошла до наших дней. (музыка стихает)

В. – Ребята, вы помните, как называли Русь в старину?

Д. – Великая, святая, богатырская.

В. – Что значит богатырская?

Д. – Люди на Руси были сильными, отважными, богатырями.

В. – Откуда мы узнали о русских богатырях?

Д. – Мы узнали о них из былин.

В. – Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?

Д. – Былина от слов «быль», «было». Это рассказ о событиях, которые были на самом деле.

В. – Кто сочинял былины?

Д. – Их сочинял русский народ.

В. – А кто их рассказывал?

Д. – Рассказывали былины сказители. Они играли на гуслях и сказывали былину как песню.

В. – Да, ребята, действительно, сказители ходили из селения в селение и рассказывали на распев о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил (звучат гусли)

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины и так они дошли до наших дней.

В. – Ребята, а кто же такие богатыри?

Д. – Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

В. – Каких богатырей вы знаете?

Д. – Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Святогор.

В. – Я предлагаю вам поиграть, согласны? Давайте проведем игру-викторину «Угадай-ка». На экране карточки с цифрами. Вы называйте цифру, карточка под ней открывается, появляется картинка, с изображением предмета или персонажа из какой либо былины, вы должны назвать эту былину.

Печка, ковш - «Исцеление Ильи Муромца».

Шапка, песок - «Добрыня и Змей Горыныч».

Рубаха - «Илья Муромец и Идолище».

Тугарин Змей - «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

В. – Молодцы, ребята! Продолжаем викторину. Почему Илью назвали Муромцем?

Д. – Он был родом из города Мурома.

В. – Кто передал Илье меч?

Д. – Святогор.

В. – С кем сражался Добрыня Никитич?

Д. – Со змеем Горынычем.

В. – Чьим сыном был Алеша Попович?

Д. – Он был сыном попа

В. – Как кликали лошадь Ильи Муромца?

Д. – Бурушка.

В. – Молодцы, ребята, отлично справились с викториной! Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь пора!

Физ. минутка.

Дружно встанем – раз, два, три - мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И на лево надо тоже поглядеть из под ладошек.

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги, точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

(дети выполняют движения соответственно тексту).

В. – Отдохнули, размяли свои косточки? Присаживайтесь, ребята. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто изображен на картине?

Д. – Богатыри.

В. – Придумайте название этой картины. («Могучие богатыри», «Защитники Руси», и др.). Художник назвал картину «Три богатыря».

Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата - говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною – Русь,

Мать – земля, родные хаты.

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава, щит и верный конь.

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву богатырской, русской славы боевой огонь!

В. – Ребята, кто находится в центре картины?

Д. – Илья Муромец.

В. – Как вы догадались?

Д. – Он самый старший, могучий, мудрый.

В. – Кто слева от него? (Добрыня Никитич). Справа? (Алеша Попович).

В. – Что делают богатыри?

Д. – Они остановили лошадей и смотрят вдаль – не видать ли где врагов.

В. – Как одеты богатыри?

Д. – На тело надета кольчуга.

В. – Что это такое и зачем она нужна?

Д. – Это рубашка из металлических колец, пластин. Она защищает богатыря от ударов копья, меча, стрел.

В. – Правильно. Что на головах у богатырей?

Д. – Шлем. Он сделан из металла и защищает голову от ударов.

В. – Какое снаряжение имеется у богатырей?

Д. – У Ильи копье и булава, у Добрыни меч, у Алеши лук со стрелами.

В. – Ребята, как вы думайте легкое ли снаряжение у богатырей?

Д. – Снаряжение тяжелое, его могли носить только сильные люди.

В. – Да, ребята, богатыри славились своей невиданной силой и храбростью. Вспомните пословицы о богатырях, о смелости, храбрости.

Д. – Кто смел, тот и на коня сел. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Без смелости не возьмешь и крепости. Где смелость – там победа. Умел да смел пятерых одолел. Не родом богатырь славен, а подвигом. Не тот стрелок кто стреляет, а тот кто в цель попадает. Герой за Родину горой. Крепок телом – богат делом.

В. – Молодцы, ребята, много пословиц назвали! А сейчас внимательно посмотрите на картину и скажите, какой музыкальный инструмент находится у Алеши Поповича?

Д. – Гусли.

В. – Да, Алеша Попович умел играть на гуслях. Русский народ умел не только защищать свою землю, но и веселиться: петь песни и частушки,

только защищать свою землю, но и веселиться: петь песни и частушки, плясать, играть в игры, водить хороводы. И сейчас мы в круг пойдем, хоровод мы заведем!

Дети исполняют русский народный хоровод «Колпачок».

В. – Хорошо повеселились, продолжим нашу беседу. Много врагов нападало на Русь, но русские богатыри, обладающие силой, смекалкой, верой в Бога и любовью к Родине, давали им отпор. Храброе сердце богатырской Руси и сегодня бьется в нашей России. Сильная российская армия охраняет наш покой и мирную жизнь. А наши мальчики, когда вырастут, хотели бы стать защитниками Родины? (Да).

Расскажите, на кого вам хотелось бы быть похожими, что вы для этого делайте. (Мальчики читают стихи)

Я мечтаю сильным стать

Как Муромец Илья,

Вот таким богатырем

Быть хочу и я!

Я проснулся утром рано

Потянулся, прыг с дивана.

Приседаю и скачу

Очень сильным стать хочу!

Хочется героем быть

И тебе и мне,

И отечеству служить

На родной земле!

В. – Вот какие молодцы наши мальчики! Я хочу пожелать вам ребята расти крепкими и здоровыми, любить свою Родину, а мальчикам быть сильными, храбрыми, мужественными, защищать слабых, и беречь свою Родину. Наша беседа о русских богатырях подходит к концу. Вам была интересна беседа? Что вам запомнилось? Что понравилось? Вы мне

тоже понравились, вы молодцы! Я хочу подарить вам талисманы - листочки дуба, это символ силы, смелости. (Воспитатель вручает талисманы).

А преданья старины забывать мы не должны.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Слава русской старине! Слава русской стороне!

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «Богатыри земли русской» Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы Цель: Формирование уважения и чувства гордости к русскому.

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Богатыри земли русской»Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Богатыри земли русской» «Богатыри –земли Русской» Цель: Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе. Задачи: 1. Закреплять умение делить слова на слоги;.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Наш проект «Богатыри земли русской» был приурочен к празднику.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Основная образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие". Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие",.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAMКонспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAM Тема «Богатыри земли Русской»Цель: - Формировать представление о героических защитниках русской земли. Задачи: - Продолжить знакомство с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 23 января 2024 в 08:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»» (включая файлы) размещена пользователем распопина оксана анатольевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД