МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудесная вода»

Екатерина Архипова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудесная вода»

«Чудесная вода»

Цель: Совершенствовать представления различных свойствах воды в процессе экспериментального опыта с водой; расширять представления детей об окружающем мире.

Образовательные задачи: Расширение представлений о воде, её свойствах через опытно – экспериментальную деятельность; сформировать понятие о её роли в живой природе и жизни человека.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Чудесная вода“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: воспитание и развитие навыков сотрудничества, помощи, отзывчивости; сформировать положительный настрой на занятие; повышение любознательности; формирование бережного отношения к природе и окружающему миру; воспитание исполнительности; стремления доводить начатое дело до конца; сформировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе.

Развивающие задачи: Развитие связной речи; фонематического слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики; наблюдательности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Активизация словаря: вода; эксперимент; свойства воды, отражение, растворитель.

Методы, приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, эксперимент.

Развивающая предметно-пространственная среда: вода в пластиковой ёмкости, глобус, прозрачные стаканчики и баночки разных форм, геометрические фигуры, сахар, соль, акварельные краски, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.

Предварительная работа:

• Провести короткую беседу с детьми о значении воды;

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Мойдодыр» К. И. Чуковского

• Чтение сказки «Капельки на листочках»

• Дидактическая игра «Как течёт ручеёк»

• Познавательная игра «Форма воды?»

Просмотр презентаций на тему: «Как и зачем нужно беречь воду»

Ход занятия

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь -

В руках не унесёшь. (Глобус)

Воспитатель:

- Кто знает, что же такое глобус?

- Ребята, как вы понимаете слово модель? (Ответы детей)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Что мы можем увидеть, рассматривая глобус? (Океаны, материки, остова)

- На глобусе, который такой же формы что и наша планета, изображена поверхность Земли. Мы можем увидеть, где расположена суша – метрики, острова, а где вода – океаны, реки, моря и озёра.

- Вода изображена синим цветом, видите как его много?

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

- Согласились бы с автором такого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

- А теперь расскажите, что вы знаете о воде? Какая она? Какого вкуса? Формы?

- Кому нужна вода? Зачем вода человеку, животным, растениям?

(Слушаем ответы и выводы детей)

Воспитатель фоном включает аудио запись с журчанием речья и читает стихотворение о воде.

Вода в морях и океанах,

В озерах, реках и прудах.

Она в посёлках и деревнях,

В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы

Все наслаждаются тобой.

Цените воду, это важно,

С водой мы связаны судьбой.

- Как мы услышали в стихотворении вода необходима всем живым существам на земле, растениям, животным и конечно же людям.

- На нашей планете Земля вода бывает солёной, которая не пригодна для питья, и пресной. Как вы думаете, что такое пресная вода, что вы можете сказать о ней?

- Совершенно верно, пресная вода не имеет соли и её можно пить. Солёная вода в некоторых морях и океанах, её могут пить лишь морские жители. Каких морских жителей вы знаете? (Ответы детей)

- Люди не употребляют солёную воду. Нам подходит только пресная. В городах, где много живёт людей и необходимо большое количество воды, её очищают в специальных предприятиях, делая её чистой и пригодной для употребления. Питьевую воду нужно беречь. Как думаете почему? (Объяснения детей)

- Из-за ухудшения экологии, пресной воды становится всё меньше, поэтому её необходимо беречь. В реки выбрасывается большое количество мусора, они пересыхают и исчезают, глубокие реки превращаются в мелкие ручейки.

Физкультминутка

К ручейку мы подошли (шагаем на месте)

Низко - низко наклонились (наклоняемся вперед)

Потянулись и умылись (делаем движения, будто умываемся)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

А теперь мы так свежи (делаем махи руками)

Дальше мы в поход пошли. (шагаем с высокими коленями)

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, хотели ли бы вы когда-нибудь побыть самыми настоящими исследователями? Сегодня мы с вами будем совершать самые настоящие эксперименты!

- Мы с вами исследуем свойства воды

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по местам.)

- Все готовы приступить к исследованию!

Опыт № 1. Какой формы вода?

На столе лежат фигуры. Воспитатель спрашивает, какой они формы? А вода имеет форму? Для этого возьмём узкую и широкую баночки и нальём в них воду. Видите, вода принимает такую форму, в которую её налили.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Ребята, когда идёт дождь, то мы видим лужи, они широкие и текучие. Но когда вода попадает в ямку, она принимает форму этого углубления. Если дождь идёт над полянкой, вода впитывается в землю, которая становится влажной.

Опыт №2. Вода – растворитель.

Цель: вода принимает тот вкус, какой ингредиент в ней растворён.

- Ребята, какого вкуса вода?

- Если человек испытывает жажду, он пьет много воды. И говорит, какая вкусная вода. Но ведь вода не имеет вкуса, верно?

- Но вода у нас очень необыкновенная, так как принимает тот вкус, какой мы пожелаем. Давайте сейчас превратим воду в сладенькую? Сейчас растворим в воде кубик сахара. Попробуем. Вода стала сладкая. А теперь в другом стаканчике сделаем нашу воду солёной как в океане. Посолили, теперь вода стала солёной.

Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит, вода является растворителем. Также мы ей можем придать тот или иной вкус.

Опыт № 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а в другом капнем краски. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с краской. Что мы обнаружили?

Вывод: если смотреть через стакан с прозрачной водой, рисунок видно отчётливо, а через стакан с краской не видно. Значит вода прозрачная, то есть не имеет цвета.

Физкультурная минутка

- Делать эксперименты дело не лёгкое. Самое время немножечко подвигаться и отдохнуть.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Опыт № 4. Вода может отражать предметы.

- Ребята приглашаю вас подойти ко мне. Перед нами ёмкость с водой. Давайте посмотрим внимательно на поверхность воды. Что вы в ней увидели (своё отражение)

- Это значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. А теперь проведём по воде, делая её поверхность мутной. Посмотрим сейчас? (изображение стало размытым и отражение исказилось)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Дети читают стихи, каждый по 2 строки.

Река, и озеро, и пруд

Всегда нас летом в гости ждут,

В жару приятно очутиться

И у ручья - воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна :

Она и кораблям важна,

Плывут что на морском просторе,

Пшенице, спеющей на поле…

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Итог занятия (рефлексия).

- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.

- Как мы должны относиться к пресной воде?

- Какой у воды вкус, цвет, запах?

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М. : Владос, 2001. 91 с.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известия, 2001. 114 с.

3. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. СПБ. : Речь; М. : Сфера, 2011. 69 с.

4. Молодова А. П. Игровые экологические занятия с детьми : Пособие для воспитателей и учителей. Минск: Асар, 2001. 321 с.

5. Шарманова С. Б. Времена года: Организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. Просвещение, 2017. 107 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу» Цель: знакомство детей со способом отделения.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗ в средней группеКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗ в средней группе Цель: В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и состояниями воды. Активизировать диалогическую речь, пополнять.

Конспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельностиКонспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: познакомить детей с процессом конденсации Материал: Горячая вода Оборудование: ёмкость, охлажденная металлическая крышка Ход-занятия.

Конспект занятия во второй младшей «Разноцветные сосульки» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудесная вода»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 20:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудесная вода»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД