Лучший педагог года

Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет

Казанцева Марина Анатольевна
Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет

Занятие

по ознакомлению с предметным

и социальным окружением, с использованием ИКТ

«Мы родом из донского края»

/для детей 6-7 лет/

МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»

Подготовила воспитатель:

Казанцева М. А.

Станица Тацинская

Ноябрь 2019 год

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Публикация «Конспект занятия „Мы родом из донского края“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- формировать у детей представления об условиях жизни донских казаков.

- формировать представление об особенностях быта донских казаков.

- формировать связную, грамматически правильную речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.

- способствовать развитию логического и творческого мышления.

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- обогатить словарь детей новыми словами (машина времени, шаль, фуражка, стряпка, чугунок, крынка, миска, коромысло, домушка, кунацкая, сундук, рубель, каравай.)

- повторение донских пословиц и поговорок.

Образовательная область «Физическое развитие» :

- закреплять элементы поролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

-формировать навыки игровой деятельности;

- вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Методы и приё мы:

Наглядный метод: приём показа образца, приём показа способов действий, приём показа предметов.

Словесный метод: художественное слово, рассказ, беседа.

Игровой метод: организация игровой ситуации, выполнение игровых действий.

Предшествующая работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков

Материалы, оборудование:

демонстрационный материал кухонная утварь: чугунок, миски, крынка, казачья одежда, шашка, рубель, коромысло, рушник, каравай, казачьи костюмы, для детей и взрослых, аудиозапись казачьей песни «Дон Иванович» - былинная песня казаков.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, магнитофон

Ход занятия.

Воспитатель: Казачество живёт века,

Имеет боевую славу

И всё, что есть у казака,

Принадлежит ему по праву…

Нагайка, шашка, верный конь,

В кармане ломоть чёрный хлеба,

Казак и в воду, и в огонь,

Ему земля, ему и небо!

У казака всё в жизни есть,

Свой Атаман, своя станица

И за Отечество и Честь,

Он будет до победы биться!

(Гомельский Леонид)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я прочитала вам стихотворение, о чём оно?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. Слышали вы когда-нибудь о машине времени?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, если бы у вас была машина времени где бы вы хотели побывать?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько интересных мест вы назвали. А я хочу пригласить

вас в путешествие к нашим далёким предкам – донским казакам, чтобы по смотреть как они жили. И сегодня я предлагаю вам отправится в такое путешествие, на нашей волшебной машине времени, сейчас вы её увидите.

Слайд 1. (На экране появляется машина времени).

Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся.

Видеоролик. (Звучит космическая музыка, на экране машина времени)

Слайд 2. (На экране появляется казачья станица и звучит казачья песня Дон Иванович (былинная песня донских казаков)

Воспитатель: Ребята, слышите песню, кто это поёт, как вы думаете?

Дети: Это донские казаки поют.

Воспитатель: Правильно, мы с вами попали в 1912 год в казачью станицу.

(К детям выходят казак и казачка).

Казак и казачка: Здорово ночевали станичники!

Дети: Слава богу!

Казак Михаил: Молодцы, казачата, правильно отвечают. А откуда вы к нам пожаловали?

Дети: Мы из будущего из станицы Тацинской.

Казачка Наталья: А ваша станица казачья?

Дети: Да, казачья.

Воспитатель: Мы к вам прибыли из далека, хотим попросить вас рассказать и показать нам как вы живёте, чем занимаетесь?

Казак Михаил: Я донской казак Михаил, а это моя жена Наталья.

Казачка Наталья: Приглашаем вас в наш казачий курень.

Казак Михаил: А вы знаете, что такое курень?

Ответы детей.

Казачка Наталья: Курень –это наше жилище. Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга.

В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее.

Слайд 3. (На экране казачий курень)

Казачка Наталья: Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок.

Гости дорогие, возьмите казачьи шали, казачки, да фуражки, да проходите в наш курень. Хотим в казаков вас превратить, в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие. (Импровизированная казачья комната, с казачьими атрибутами). Семья у нас большая, у нас у казаков не принято лениться, каждый выполняет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Проходите в первую комнату, она называется горница, это главная комната в курене. Мы казаки очень верующие люди и войдя в дом всегда молимся,

для этого в каждом курене есть красный угол где находятся иконы,

Слайд 4. (на экране красный угол в казачьем курене)

среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками.

(Показывает икону Николая Угодника).

У глухой стены стоит кровать, у казаков она считается не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье.

Казачка Наталья: А скажите мне казачата, а знаете ли вы в чём мы донские казаки готовим мы еду и как называется комната, в которой мы готовим еду?

Дети: Еду готовили в печи, а как называется комната не знаем.

Казачка Наталья: Смотрите, Слайд 5. (на экране комната-стряпка,

готовим пищу, едим и пьём мы в комнате-стряпка, а по- вашему кухня. А как вы думаете почему она так называется.

Ответы детей.

Казак Михаил: Правильно казачата, потому что про казачек говорят, стряпается, т. е. готовит.

Казачка Наталья: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. Посмотрите какая посуда у нас у казаков. (Показывает, кухонную утварь) Готовим еду мы в таких чугунках, а это крынка, в ней мы подаём молоко, которое долго может сохранятся в такой посуде. А это миска (показывает, а едим мы деревянными ложками, посуда наша, глиняная, деревянная, есть и железная.

Казак Михаил: У нас у казаков есть такая пословица: «Хлеб и вода- казацкая еда».

Казачка Наталья: А вы знаете какие блюда готовим мы казачки?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, взвар - компот из сухофруктов

Казачка Наталья: Воду мы казачки носим с утра. Каждый раз по два ведра.

На плече повисло, что (ответ детей : коромысло).

Казачка Наталья: (обращается к мужу) Михаил, а давай испытаем наших казачек и посмотрим, как наши казачки справятся с таким делом.

(проводится игра «Наноси воды»)

(Девочкам дают коромысла и по два ведра. Нужно пронести воду и не расплескать)

Казак Михаил: Молодцы, казачки, справились с заданием. А теперь я вам покажу мою кунацкую комнату.

Слайд 6. (На экране кунацкая комната).

Казак Михаил: Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки ( показывает экспонаты: казачью форму, оружие, фотографии, фуражка). У нас в кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, могут покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.

Рождение мальчика считается у нас большим счастьем, сразу же для него мы покупаем коня. Сажаем ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет.

Слайд 7. (на экране маленькие казачата на коне).

Казак Михаил: Если он может схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!». Стрелять учим с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. А вам сколько лет?

Дети: 6-7 лет.

Казак Михаил: А вот я сейчас и посмотрю, наши казачата уже в эти годы свободно скачут на коне, а какие вы будете солдаты.

В юных казаках мы воспитываем смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.

А я хочу проверить молодых казаков, умеют ли они скакать на коне.

(Проводится игра «Всадники»).

Игра проводится под казачью музыку)

В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку.

Казачка Наталья: И казачата бравые, молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь я вас приглашаю в женскую половину (на экране спальня-домушка) Это наша спальня – домушка.

Воспитатель: Как у вас уютно и красиво, а кто вышивал всю эту красоту и что это у вас за интересный ящик?

Казачка Наталья: Мы казачки очень хорошие хозяйки, мы сами вышиваем эти узоры, каждая молодая казачка готовит себе приданное,

Слайд 8. (на экране вышивка донских казачек).

вышивает наволоки для подушек и одежду, вышивка ещё служит оберегам и защищает своих хозяев. А это не ящик, а сундук, здесь я храню своё приданное, которое готовила до свадьбы, а также другие вещи.

Воспитатель: А, это как у нас сейчас шифоньер, да ребята? Очень интересно.

Казачка Наталья Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками. Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона».

Воспитатель: А наши казачки, тоже будут хорошими хозяйками.

Казачка Наталья: А мы сейчас проверим, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, (показывает рубель и как им пользоваться, а то для утюга места на печке не нашлось.

( Игра: «Погладь бельё»).

(Девочки должны на скорость, перегладить рубелем бельё и сложить его в сундук).

Воспитатель: Вот какие у нас казачки, они справились с вашим заданием.

Казак Михаил: Мать, приглашай гостей к столу. «Всё что в печи,-на стол мечи».

Казачка Наталья: Главное в казачьей хате - это печь.

Слайд 9. (на экране казачья печь). Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливает жильё, в ней мы готовим пищу, выпекаем хлеб, сушим одежду, в холодное время года

спим на печи, на её лежанке. Хлеб печём в печи сами. У каждого в доме есть большая печь с лежанкой. А к празднику мы казачки всегда печём каравай.

Слайд 10. (На экране печь на подворье казака). А летом пользуемся печью, которая стоит во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Вот и сегодня я испекла каравай, для дорогих гостей. (подаёт на рушнике каравай).

Воспитатель и дети: «Спаси Христос»

Казак Михаил: Какие молодцы, казачата и благодарить по казачьи умеют. Уважение к старшим прививается в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещается не только сидеть, но и находиться в комнате, где ведутся разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдаются в наших семьях, но это не значит, что старшие не любят младших. Они их любят, следят, чтобы чужие не обижали, заботятся о них, играют с ними. Давайте и мы с вами немного по играем.

(Игра «Звонок».)

(Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться)

Казачка и казак: Вот так мы и живём!

Воспитатель: Ну что ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте поблагодарим казачку Наталью и казака Михаила, за интересный рассказ о их жизни.

Дети: Храни вас Господь! До свидания!

Казачка и казак: И вас храни Господь! До свидания!

Воспитатель: Ребята, садитесь в машину времени, мы отправляемся домой.

Видеоролик. (На экране машина времени)

Воспитатель: Ну как ребята, понравилось вам наше путешествие, а что понравилось больше всего?

Дети: Да. Ответы детей.

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось и вы узнали и увидели, много нового и интересного. Хочу чтобы вы всегда помнили на какой земле вы живёте и своих предков-донских казаков.

А сейчас я приглашаю вас на чаепитие с казачьим караваем.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект занятия «Растения моего края»Конспект занятия «Растения моего края» Цель. Закрепить знания детей о растениях Кемеровской области. Познакомить с ядовитыми растениями, учить отличать их от неядовитых. Упражнять.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Конспект занятия «Животные моего края» Цель: Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Все мы родом из детства! Я родом из СССР!Все мы родом из детства! Я родом из СССР! Наступило время долгожданного отпуска. А это значит у родителей появился повод весело и с пользой провести время со своим ребенком. Вдоволь.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Автор публикации:
Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 12 января 2020 в 17:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Казанцева Марина Анатольевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД