Папки-передвижки

Конспект занятия «Как крестьяне хлеб выращивали»

Cветлана Cулакина
Конспект занятия «Как крестьяне хлеб выращивали»

Задачи:

1. Активизировать и расширить словарный запас: соха, борона, молотилка, серп, коса, жернова.

2. Развивать грамматический строй речи; продолжить развитие навыков чтения.

3. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, презентации, музыка.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме: Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Публикация «Конспект занятия „Как крестьяне хлеб выращивали“» размещена в разделах

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия.

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимый соки,

Солнце свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С. Погореловский.

Представить жизнь современного человека без хлеба невозможно. Хлеб- всему голова. А как же обходились наши предки без хлеба? И когда они научились его печь? Вот об этом мы сегодня узнаем с вами на занятии. (Слайд 1)

Племена первобытных людей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они собирали зрелые колосья. Постепенно люди изобрели различные инструменты, с помощью которых научились обрабатывать землю, убирали, зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Чтобы земля «ожила», надо было её вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг. (Слайд 2).

После того как поле вспахано, надо его «причесать» - боронить. Борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для посева. (Слайд 3).

День сева – один из самых ответственных, но и самый торжественный день. Поэтому и выходил первый сеятель в поле в белой или красной рубахе, на груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. (Слайд 4).

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремиться выбраться наружу.

Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находиться все необходимое для роста растения. (Слайд 5).

Жатва пора ответственная. Работа была очень трудная. Убирали зерновые косами и серпами. Скошенные растения увязывали в снопы. (Слайд 6).

Снопы сначала везли на овен. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Затем зерно везли на гумно – и там обмолачивали. Брали молотило или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно осыпалось с колосьев. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты. (Слайд 7).

Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Поэтому зерно везли на мельницу. (Слайд 8).

В жерновах растирали зерно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, которое приводилось в движение силой человека или животного. (Слайд 9).

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать на рассвете. Замесив тесто и сформировав округлые хлеба, отправляли в печь (Слайд 10).

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев. Встречать гостя с хлебом – солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

Публикации по теме:

Макет по экологии «Подводный мир»Макет по экологии «Подводный мир» Макет «ПОДВОДНЫЙ МИР» Возрастная особенность: старшая и средняя группа Цель: развитие речи и изучение подводного животного мира Дидактические.

Презентация на тему: «Автоматизация звука Л» Материал подобран с учетом детского сада. Все задания увлекательны и интересны Эта презентация предназначена для работы над звукопроизношением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как крестьяне хлеб выращивали»
Опубликовано: 5 сентября 2014 в 21:46
+73Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как крестьяне хлеб выращивали»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Cулакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД