МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия на тему: «Из истории русских пряников»

Галина Егорычева
Конспект познавательного занятия на тему: «Из истории русских пряников»

Конспект познавательного занятия

«Из истории русских пряников»

Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;

Публикация «Конспект познавательного занятия на тему: „Из истории русских пряников“» размещена в разделах

2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности;

3. Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста.

Развивающие:

1. Развивать эмоциональную среду детского воображения;

2. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;

2. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;

3. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;

4. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Интеграция: образовательные области «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», «Познание».

Индивидуальная работа:

1. Следить за речью детей;

2. Оказывать помощь при ответах на вопросы;

3. Оказывать помощь при изготовлении пряников.

Работа по активизации словаря: печатные, лепные, вырезные, силуэтные

Работа по обогащению словаря: пряничные доски, козули, пряности, ароматный.

Демонстрационный материал: костюм Хозяюшки, мультимедийная презентация «Русский пряник», баночки с пряностями (корица, ванилин, мята, пряники разной формы.

Раздаточный материал: соленое тесто, фартучки, дощечки.

Ход ООД.

Воспитатель в костюме Хозяюшки встречает детей.

Хозяюшка. Проходите, детушки. Мы гостям всегда рады. Я хочу услышать ваши имена, а в этом мне поможет мой волшебный клубочек. Этот клубочек поможет вам найти ласковое слово для своего соседа: «Клубочек другому передаю и ласково имя его назову - …

Игра "Клубочек ласковых имен"

Хозяюшка. Ребятки, а у меня есть для вас загадка:

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце.

(Ответы детей)

Вот и угощение для вас я уже припасла (показываю блюдо с пряниками).

А вы пряники любите? Часто у вас в доме на столе бывают пряники (Ответы детей).

Да, ребята, в наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Теперь пряники в большом количестве изготавливают на хлебозаводах, а делают их специальные машины. Выпускают пряники разной формы и размеров, с разными начинками. Цена на них невысока, покупай и ешь на здоровье!

Но так было не всегда. Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни. Хотите узнать, как люди научились изготавливать пряники? Тогда рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Первые пряники стали изготавливать в глубокой древности. Главная особенность всех пряников заключается в том, что в пряничное тесто кладут мед и разные пахучие травы. Отсюда и название – пряник (пряный, ароматный).

Древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Детки, понюхайте аромат пряностей! Они уже готовые измельченные, хранятся они у меня в заветной корзинке. Запомните их название: корица, ваниль, мята.

Первые пряники изготавливали не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других. Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пойдет дождь, озера и реки принесут вдоволь рыбы.

Прошло время и теперь не нужно было приносить такие жертвы и люди сами стали есть пряники. И пришлись они им по вкусу. Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники. Появились пряники «тульские», «городецкие», «вяземские» - по названиям русских городов : Тула, Городец, Вязьма.

Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья, мармелада. Но главное, что отличало все эти пряники – на них были картинки или надписи. Пряники с картинками назывались – печатные.

Помните, в «Сказке о рыбаке и рыбке» у А. С. Пушкина, старуха, когда стала царицей, ест печатный пряник (демонстрация иллюстрации к сказке) :

За столом сидит она царицею,

Служат ей бояре и дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным…

Хотите узнать, как делали печатные пряники? Тогда слушайте дальше.

Оказывается, в старину на пряниках печатали картинки и узоры, поэтому и называли такие пряники – печатные. Для этого использовали специальные пряничные доски.

Брали деревянную дощечку не очень толстую, но и не тонкую. Дерево для доски выбирали с мягкой древесиной, чтобы легко резалось ножом: липу, тополь, осину. На такой доске мастер вырезал изображения птиц, растений, зверей, рыб, солнца и другие. Затем этот узор он углублял стамеской – делал на доске выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тесто.

Помните, как вы формочкой из мокрого песка «куличи» лепите. Кладете в формочку песок, утрамбовываете его лопаткой, затем переворачиваете формочку вверх дном и «куличик» с картинкой готов. Также и в углубление в пряничной доске мастер вкладывал тесто и ставил доску в печь. Когда пряники испекутся, доски доставали из печи, и пряник с картинкой готов.

Изготавливали пряничные доски разного размера. Вырезали доски для маленьких пряников.

На такой доске находились формочки для разных пряников – каждый имел свою форму и узор. Такие доски и пряники, изготовленные на них, называли наборные (от слова набирать, т. к. на доску набирались разные пряники) .

Также выпускали фигурные пряники в виде фигурок коней, львов, медведей, птиц, и фигурок барышень в модных одеждах.

Были в старину и городские пряники. У них не такое богатое украшение, рисунок упрощен. Обычно это изогнутые стебли растений с листьями. Часто на пряникеизображалась фамилия владельца пряничного заведения.

Вырезали и огромные пряничные доски величиной с крышку большого стола. На этих досках выпекали огромные пряники – почетные. Пряничные доски для таких пряников украшали богатым сложным узором и подарочной надписью. Почетный пряник использовали как подарок или угощение на большом пиру. Каждому гостю доставался кусочек от такого пряника-богатыря.

И в наши дни пекут такие большие пряники – коврижки. В магазине от такого пряника покупателю отрезают по весу столько, сколько ему нужно.

Сейчас мы каждый день можем купить в магазине пряники и угостить ими наших гостей. А вот сто, двести, триста лет тому назад не во всякий день разрешали есть пряники и не каждому гостю их подавали.

Прежде всего, пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и, конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками.

На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье.

Пряники славились не только на Руси, но и в других странах. Пряничных дел мастера возили свои пряники на заграничные выставки, где получали награды за разнообразие сортов пряников и оригинальные формы.

Хозяюшка. Ребята, а что же нужно, чтобы замесить тесто на пряники, вы знаете? (Ответы детей).

Вот и мы с вами сейчас заведем тесто на пряники.

Дети встают в круг. Выполняют действия по тексту.

Игра «Замеси тесто»

На столе стояла миска,

Ну а в миске пусто.

Заведем, ребятки тесто,

Будет очень вкусно.

Яйца в миску разобьем,

А затем мы мед нальем.

Соды, ванилин в тесто положили.

Всыпали муку, круто замесили.

Тесто мы еще помнем, помнем.

Стряпать прянички начнем.

Хозяюшка:Ребята, закройте глаза и повернитесь вокруг себя один раз. Посмотрите, вот и тесто готово. (показывает тесто)

Я хочу поучить вас стряпать прянички- витушки. Вы хотите научиться? (да) Тогда принимаемся за работу.

Изготовление пряников «Витушки» из соленого теста. Дети лепят прянички, укладывают их на противень.

Хозяюшка. Ай да молодцы, детки! На славу потрудились, пряники мы на кухне испечем. (отдает пряники, как бы на кухню, вынося их за дверь).

Хозяюшка: А пока пряники пекутся мы с вами покатаемся на карусели.

Игра «Карусель».

Хозяюшка: Пойду погляжу не готовы ли наши пряники?

(Выходит за дверь и приносит готовые пряники, которые были приготовлены заранее).

Хозяюшка: А на прощанье я расскажу вам стихотворение:

Если хочешь сладко жить

И остаться статным,

Надо чай зеленый пить

С пряником печатным.

С давних лет на Руси

Пряники любилиИх наши дедушки, любя,

Бабушкам дарил.

Прикреплённые файлы:

prjaniki_tdfgf.pptx | 5169,55 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Мусорные» истории» Цель: познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды - мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему.

Фотоотчёт «Мастер-класс «Роспись новогодних пряников»Фотоотчёт «Мастер-класс «Роспись новогодних пряников» Умение вкусно и красиво готовить – один из основных навыков, которым необходимо обладать для самостоятельной жизни. И не думайте, что нашим.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по реализации познавательного направления на тему «Насекомые» Галина СмирноваКонспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по реализации познавательного направления на тему НАСЕКОМЫЕЦель: закрепление.

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему «Транспорт» Программное содержание: 1. Закреплять знания детей о грузовой, легковой машине, автобусе. Дать понятие, что все это транспорт. 2. Закреплять.

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Наведем порядок в гараже» Цель: продолжать учить детей различать и называть виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; упражнять в умении отгадывать загадки;.

Конспект занятия познавательного цикла на тему «Знакомство детей с живописью» Конспект занятия познавательного цикла на тему : «Знакомство детей с живописью». (1 старшая группа. Ходюшина Светлана) Задачи: • Знакомство.

Презентация для познавательного занятия на тему «Театр» в подготовительной группе. Для познавательного занятия на тему "Театр" мною была подготовлена презентация. Благодаря ярким иллюстрациям, краткому поэтапному пояснению,.

Презентация для школьников к уроку истории на тему «Реформы правления Н. С. Хрущёва. Все плюсы и минусы» Тема урока "СССР. Годы правления Н. С. Хрущева" Главные мысли урока в виде презентации: - Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”,.

Конспект занятия «Это нашей истории строки» История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Россия имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия на тему: «Из истории русских пряников»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 22:12
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия на тему: «Из истории русских пряников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Егорычева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД