Папки-передвижки

Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Осень»

Наталья Якупова
Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Осень»

Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Осень»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «Осень»;

Учить называть изменения в природе осенью, используя образные слова и выражения;

Учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать;

Публикация «Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме „Осень“» размещена в разделах

Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательного от существительного; образование существительного мн. ч. от ед. ч. ; согласование числительных с прилагательными и существительными; учить согласовывать в речи сущ. с прил. ; упражнять в словообразовании от существительных).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать слуховое восприятие, внимание, умение воспроизводить ритмический рисунок;

Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки;

Развить просодическую сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:

кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные);

письмо от Осени;

листы с графическим заданием, карандаши;

аудиозапись шелест листвы, шум дождя, голоса птиц;

поднос с шуршащими фантиками;

мячик;

картина «Золотая осень» И. С. Остроухова;

карточки-символы.

Речевой материал: Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, урожай, ранняя, золотая, поздняя, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают и др.

Методы и приемы:

Наглядные – демонстрация (показ картины); карточки-символы;

Словесные – чтение загадок; беседа; вопросы к детям; аудиальные средства; педагогическая оценка;

Практические – упражнения; дид. игра.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

На столах у детей лежат кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные).

Вос-ль: Сядут на место те, у кого на столе оранжевый лист (жёлтый лист, зелёный лист).

Вос-ль: Дети, послушайте загадку, отгадайте о каком времени года она?

Вот художник, так художник

Все леса позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку, просим

Кто художник этот?

Дети: Осень.

Вос-ль: Правильно осень. Осень оставила для вас письмо. (Письмо на кленовом листе). «Ребята, приглашаю вас в осенний лес. Там вас ждёт много интересного».

II. Основная часть

Вос-ль: Дети, давайте мы с вами отправимся в осенний лес.

1. Пальчиковая гимнастика

Разбросала осень листья.

Разбросала осень листья, Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью. Плавные взмахи ладонями вверх, вниз.

Мы в осенний лес пойдём «Шагают» пальцами обеих рук по столу.

В букет листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочерёдно загибают

Лист дубовый, лист рябинки. пальцы, начиная с большого.

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз. Хлопают в ладоши.

2. Графическое задание

Вос-ль: Ребята, возьмите карандаши. Мы пойдём в осенний лес по дорожке.

(Прохожу, раздаю листы с заданием). Проведите мальчика с девочкой по дорожке в осенний лес.

3. Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Вос-ль: Вот мы и в осеннем лесу. (Выставляю картину «Осенний лес»).

Ах!

Дети: Ах!

Вос-ль: Ах! Как красиво!

Дети: Ах! Как красиво!

Вос-ль: Ах! Как красиво в лесу!

Дети: Ах! Как красиво в лесу!

Вос-ль: Ах! Как красиво в осеннем лесу!

Дети: Ах! Как красиво в осеннем лесу!

4. Развитие слухового внимания «Звуки леса».

Вос-ль: Послушаем звуки осеннего леса.

Запись: шелест листвы.

Вос-ль: Саша, что ты слышала?

Саша: Я слышала шелест листвы.

Вос-ль: Покажите, как шелестят, шуршат листья. (Раздаю шуршащие фантики).

Запись: шум дождя.

Вос-ль: Аня, что ты слышала?

Аня: Я слышала шум дождя.

Вос-ль: Покажите (изобразите, как шумит дождь. (Стучат пальчиками по столу).

Запись: голоса птиц.

Вос-ль: Ваня, что ты слышал?

Ваня: Я слышал голоса птиц.

Воспроизводим ритм: ку-ку (/ /, чик-чирик (/ //, тук-тук-тук (///).

5. Развитие неречевого и речевого дыхания.

Вос-ль: У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку, положите на ладошку. Носиком вдыхаем воздух, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза).

А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф.

Фуу-фуу-фуу.

6. Беседа по картине «Золотая осень»

Вос-ль: Ребятки, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя (золотая, поздняя.

Вос-ль: Правильно! Давайте, назовем признаки ранней осени. (Показываю карточки-символы с признаками ранней осени). Далее признаки поздней осени.

Вос-ль: Ребятки посмотрите на картину с изображением осени. (Выставляю картину И. С. Остроухова «Золотая осень»). Скажите, - какая на ней изображена осень? - Какие листья на деревьях? – Почему картина называется «Золотая осень»? – Что означает слово «листопад»?

Ответы детей.

Вос-ль: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вос-ль: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

8. Рассказ об осени (использованием карточек символов).

- Осенью у солнца короткие лучи, и потому оно греет слабо. Демонстрирую карточку с символом осеннего солнца.

- Осенью ветер дует какой? (холодный, сильный). Демонстрация символа ветра.

- Осенью на небе много туч и часто идет дождь. Какой? (Мелкий, холодный, частый). Демонстрация дождя.

- Люди убирают урожай. Демонстрация овощей.

- А что происходит с листьями? (Они желтеют, сохнут и опадают, кружатся, шуршат). Демонстрация опавших листьев.

- Осенью птицы улетают на юг. Демонстрация символа улетающих птиц.

7. Вос-ль: Ребята, а как вы думайте какая сегодня погода? Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: дождь, снег, туман.

Вос-ль: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный. Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Вос-ль: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь – дождливая

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Вос-ль: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

8. Игра «Один-много» с мячом (учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч.).

Вос-ль: Я буду бросать мяч, и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).

Лист… зонт… туча…

Дерево… гриб… птица…

Вос-ль: Молодцы!

9. Игра «Что лишнее?» (умение выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать).

Вос-ль: Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

10. Игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных с прилагательными и существительными).

Вос-ль: Давайте посчитаем, сколько листьев будет в букете (один кленовый лист, два кленовых листа,, пять кленовых листьев). Так же считаем листья дуба, березы.

III. Итог занятия

Вос-ль: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали!

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели!

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем!

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Вос-ль: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Вы все молодцы, хорошо занимались, выполнили все мои задания и порадовали меня и предлагаю детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались им интересными.

У меня для вас небольшой секрет, осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши»Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Королева Осень» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Королева Осень»«Осень золотая последние теплые.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку «Морозко» Программные задачи. Образовательные: •Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках. •Конкретизировать представления о зиме:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие по сказке» Тема: «Путешествие по сказке». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Осень»
Опубликовано: 9 октября 2021 в 22:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Якупова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД