Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»

Зоя Каргина
Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»

Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

Тема: «Сказка в гости к нам пришла».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть». Развивать связную речь.

Задачи:

- развивать у детей фонематический слух и навыки звукопроизношения, речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого;

- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;

- формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого;

- расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов,

активизировать словарь детей антонимами (толстый – тонкий, высокий –

низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);

- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого,

слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);

- воспитывать чувство товарищества, желание помогать друзьям.

Предварительная работа:

- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;

- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям обувью.

Материалы, оборудование : «Баба Яга» (кукла-игрушка для кукольного театра, домик бабы Яги, мягкая игрушка Колобок, компьютерная презентация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», фонограмма музыкальной заставки передачи «В гостях у сказки», а также веселой мелодии (муз. В. Витлина, предметные картинки с изображением колосьев пшеницы, резиновых галош и лаптей, красиво оформленная «Книга сказок».

Ход НОД :

1. Организационный момент:

Воспитатель:

- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

(дети здороваются)

-Ребята, давайте покажем нашим гостям, какие мы воспитанные, умные, и как много сказок мы знаем. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови любимую сказку».

- Сейчас мы встанем и сделаем большой круг.

(дети вместе с воспитателем становятся в круг).

2. Постановка цели:

Воспитатель:

(Берет в руки игрушку Колобок)

-Посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Кто это, ребята?

Дети :

-Колобок.

Воспитатель:

- Сейчас мы будем передавать Колобка друг другу под музыку. Как только музыка закончится, тот, у кого в руках окажется Колобок, произнесет название любимой русской народной сказки.

(Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти к нему на помощь.)

- Молодцы, ребята, очень много сказок вы знаете!

- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу, я предлагаю вам сесть на стульчики.

(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

3. Сюрпризный момент:

Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».

Воспитатель: (загадочным голосом) :

На неведомых дорожках,

Где дремучий лес растет

Избушечка на курьих ножках

Стоит в глуши. Кто там живет?

Кто в избушечке живет,

Песню звонкую поет?

Да там бабушка Яга – костяная нога!

Баба Яга:

Ох, и скучно же старушке

Жить одной в такой глуши,

Когда вокруг одни лягушки

И растут лишь камыши!

Ах вы, мои ладненькие,

Ах вы, мои складненькие!

Не забыли вы старушку,

Заглянули к ней в избушку.

Всех вас очень я люблю,

Сказку вам я покажу!

Воспитатель:

- А какую сказку ты нам покажешь, бабушка Яга? Как она называется?

Баба Яга:

- Ишь, какие хитренькие! Так я вам сразу и сказала.

Если загадки отгадаете,

Название сказки вы узнаете.

- Слушайте внимательно:

Мылу на замену

Взбили пышну пену,

А как подули – посмотри:

Полетели … (пузыри)

- Как вы догадались?

(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)

(Если дети не догадались, воспитатель предлагает послушать загадку еще раз:

-Бабушка Яга, повтори нам, пожалуйста, эту загадку снова, только не торопись…

-Ребята, если на мыльную пену подуть, как вы думаете, что произойдет?

-Правильно, полетят мыльные пузыри. Они легкие, воздушные и быстро лопаются.

Баба Яга:

-Ну вот, угадали. Слушайте еще одну загадку:

У любого ты спроси:

«Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки. (лапти)

- Почему вы так думаете?

(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).

(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель снова просит «Бабу Ягу» не спеша повторить загадку.

Воспитатель:

-Дети, давайте вспомним, что такое галоши? Кому из вас родители надевали зимой на валенки резиновые галоши, чтобы ножки не промокали? … А теперь подумайте, какие галоши плели в старину из березовой коры? Вспомните нашу беседу … Правильно, это лапти.)

Баба Яга:

- Молодцы, это лапти. А вот и последняя загадка:

Летом в полюшке росла.

Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела,

Ей нашлось другое дело. (солома)

- Как вы догадались, что это солома?

(Летом на полях люди выращивают пшеницу. Когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).

(Если дети не могут сразу отгадать, то так же, как и в прошлый раз, воспитатель просит «бабу Ягу» повторить загадку.

Воспитатель:

-Ребята, вспомните нашу беседу о том, как у нас на столе появляется хлеб и как мы рассматривали колоски пшеницы. Помните, как выглядит пшеница? Вверху колосок, а держится он на стебельке. (Показать картинку). Во что превратится пшеничный стебелек, когда пшеницу уберут, а он засохнет, вспоминайте… Правильно, он станет соломинкой.)

Баба Яга:

-Здорово, самую трудную загадку отгадали, молодцы! Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому. Это была последняя загадка, а наша сказка называется «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

4. Основная часть:

Воспитатель:

-Ребята, устраивайтесь поудобнее, сказка начинается. Слушайте внимательно.

(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

Воспитатель:

-Дети, а сейчас мы узнаем, кто из вас был самым внимательным слушателем и лучше всех запомнил сказку.

- Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

- Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал : «Давай мы на тебе переплывем»).

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

- Как вы думаете, почему он не согласился?

(Он струсил).

- Правильно, Пузырь струсил.

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась).

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

- Конечно, она смелая.

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть).

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась).

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду).

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться).

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул).

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

Баба-Яга:

- Пожалуйста.

5. Физминутка:

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

Возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш «пузырь».

(Дети, взявшись за руки, стоят на месте и произносят слова:

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

Дети пятятся назад, проговаривая:

-С-С-С-С-С.

Дети, стоя на месте, произносят слова:

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой!

А ведь был такой большой!

Дети медленно начинают сходиться в центр круга, произнося:

-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)

6. Развитие творческого воображения.

Упражнение «Придумай другой конец сказки».

Баба-Яга:

- Молодцы, ребятки, молодцы!

- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

- Давайте придумаем другой, счастливый, конец.

Воспитатель:

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т. п.)

-Ребята, кто из вас хочет первым по-другому закончить эту сказку, кто предложит нам послушать свой рассказ? (Если дети молчат, предложить,как образец, рассказ «бабы Яги»)

Баба Яга:

- А я уже придумала счастливый конец этой сказки. Дело было так… Лечу я однажды на метле, спешу к Змею Горынычу на день рожденья. Пролетаю над речкой, вдруг вижу - Пузырь, Соломинка и Лапоть стоят на берегу и не могут на противоположную сторону реки перебраться. А я в этот день добрая была, в хорошем настроении. Дай –ка, думаю, помогу этим бедняжкам. Ну, строить мост я им не стала, сами понимаете, на день рождения опаздывала, а просто посадила я их сзади на метлу к себе за спину. Вот так мы все вчетвером на моей метле через речку и перелетели. С тех пор мы очень подружились, в гости ходим друг к другу с угощеньем и с праздниками друг друга поздравляем.

Воспитатель:

-Вот здорово! Какой хороший конец сказки ты придумала, бабушка Яга! А кто из вас, ребята, тоже уже придумал? (Выслушать рассказы детей).

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой, всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Баба Яга:

- Вот хорошо, вот здорово! Как вы порадовали меня своими рассказами! Даже настроение сразу поднялось!

7. Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

(«Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Баба-Яга:

- Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня.

За это вручаю вам подарочек: «Волшебную книгу сказок»

- Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.

До новых встреч!

(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).

Воспитатель:

- Ребята, попрощайтесь с гостями, наша встреча подошла к концу.

(Дети прощаются).

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 00:55
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой «Сказка в гости к нам пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Каргина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД