Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Сошью Забаве сарафан»

Любовь Григорьева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Сошью Забаве сарафан»

Цель: знакомство с русской народной одеждой.

Задачи:

Образовательные :

. Дать детям представление о старинном женском костюме – сарафане;

. Познакомить детей с происхождением русского народного женского костюма;

. Формировать понятия «праздничная» и «будничная» одежда.

. Познакомить детей с деталями, материалом и украшениями народного сарафана.

Воспитательные:

. Воспитывать положительные эмоции при совместных подвижных играх;

. Воспитывать уважение к традициям своего родного края.

Развивающие:

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Сошью Забаве сарафан“» размещена в разделах

. Пробудить интерес детей к народной культуре

. Развивать двигательную активность через использование народных подвижных игр;

. Развивать творческие способности детей

Оборудование: русский народный костюм женский - сарафан, сундук с одеждой; кукла Забава, презентация, разрезные картинки, картинки с праздничными и будничными сарафанами; записи русских народных хороводных песен.

Ход занятия.

Комната убрана под русскую горницу. Лавки, стол, «Бабушкин сундук» с одеждой.

Хозяюшка: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

Шла я к вам через горы и леса

Через степи и поля

Себя показать, и о многом вам рассказать.

Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый). А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа). Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают».

Я пришла к вам не одна, со мной пришла кукла Забава. У нас есть очень интересная загадка. Послушайте:

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день - деньской

И пойдёшь на покой.

Мы вам принесли показать картинку, на которой была отгадка. Но вот беда коробочка выскользнула из рук, и картинка рассыпалась на мелкие кусочки.

Помогите нам пожалуйста собрать её и тогда вы узнаете отгадку. (Дети вместе собирают картинку с изображением праздничного и повседневного сарафанов).

Д/и «Собери картинку»

Хозяюшка: Ребята, скажите, что получилось на картинке?

Дети: Сарафан.

Хозяюшка: Да, верно. Это сарафан. А посмотрите на нас с Забавой. Во что мы одеты?

Дети: Тоже в сарафаны

Хозяюшка: И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде. А где в избе хранились вещи. (В сундуке). Вот нам и пригодиться «бабушкин сундук», где находится старинная одежда.

Хозяюшка: Ребята, сарафан – это старинная женская одежда. Так одевались женщины и девушки. Когда ещё ваши бабушки были маленькими как вы. Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из сундука свой праздничный наряд собирались на вечерки, пели песни, плясали, водили хороводы. Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.

Сегодня мы с вами будем говорить о сарафане, о том как раньше одевались наши прабабушки, что носили. И когда вас кто-нибудь спросит, что носили ваши бабушки и прабабушки, вы сможете ответить. Так? А скажите, как изготовляются сарафаны?

Дети: шьют из ткани.

Хозяюшка: Да, сейчас современные сарафаны шьют на швейных машинках из красивых, разных тканей. А хотите узнать, как изготовлялись сарафаны раньше, давно, когда ещё не было ни телевизора, ни электричества, ни транспорта.

Дети: Да, хотим.

Хозяюшка: Тогда усаживайтесь по удобнее и слушайте (показ презентации) 1 слайд: Это было давным – давно. Сарафаны носили женщины из крестьянской семьи, они были бедные, поэтому красивых и красочных платьев они не могли себе купить. Сарафаны шили из льна. (показать семена льна) Сначала семя льна сеяли на полях. За ним ухаживали, пропалывали. Когда лен цветет, словно опускается на поле синь неба. «Ты удайся, удайся, ленок, Ты удайся, мой беленький,» - пели хороводные песни девушки.

2 слайд: Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить. Когда лён созревал, крестьянки начинали его теребить, т. е. убирать его с поля. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. По восемь горстей связывали в сноп.

3 слайд: Затем снопы льна перевозили с поля домой, и сушили его в бане, на повете, потом на полатях. Дома женщины сначала стебли льна околачивали, чтобы собрать семена на следующий посев. После околачивания, стебли льня начинали мять на мялке, а затем начинали трепать, т. е. левой рукой держали стебли на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепание – тяжелая и грязная работа. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

4 слайд: Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать.

После очеса наступало время пряжи. «В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит…» – поется в народной песне. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая. Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.

5 слайд: Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё. Мастерицы ткали на ручном ткацком станке. Затем из льняной ткани женщины шили сарафаны. Вот сколько нужно было выполнить работы, что бы получился красивый прочный сарафан.

6 слайд: (показ готовых изделий – сарафаны, полотенца, показ реального полотенца)

Хозяюшка: Свои первые ткани девочки начинали ткать уже с 8 лет. В этом им помогали мамы и бабушки. Но после работы девочки и мальчики любили поиграть. Давайте и мы с вами тоже поиграем в игру, которая называется «Золотые ворота».

Правила в этой игре следующие: двое ребят образуют ворота, держась за руки и поднять их вверх. Идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота,

Проходите господа

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первой мать прошла,

Всех детей провела

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Кого поймали, те игроки встают и так же образуют воротики. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем, не держась за руки, считается пойманным. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, сарафаны были одинаковые или разные?

Дети: разные.

Хозяюшка: Вот у меня здесь есть картинки с сарафанами. Ребята, разложите их в два ряда. Подумайте, какие сарафаны вы положите в первый ряд, а какие - во второй.

Дидактическая игра «Сарафаны»

Хозяюшка: Объясните, почему вы так их разложили? Чем они отличаются друг от друга? Простые сарафаны – будничные, т. е. повседневные, а красивые, украшенные – это праздничные. (праздничные – яркие, цветные, много украшений на них) Женщины старались украсить свои сарафаны ленточками, тесьмой, бисером, бусинами. Старались сделать их очень красивыми, особенно к празднику. Вот подойдите поближе сюда, посмотрите какая здесь красивая тесьма, бисер. Потрогайте руками. Скажите, какая ленточка? (гладкая, мягкая) Какой бисер? (мелкий, цветной, блестящий).

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, что-то наша Забава загрустила. Давайте спросим, почему она грустная. Оказывается, наша Маша тоже хочет, чтобы у неё был красивый сарафан. Давайте ей поможем. Украсим силуэты сарафанов тесёмками и лентами. Здесь у меня на столе есть заготовки сарафанов, тесьма и ленты.

(Дети выполняют задание. Воспитатель им помогает).

Хозяюшка: Какие красивые сарафаны у вас получились. Маша тебе нравится.

Кукла Забава : Да очень красивые, мне нравятся. Но я думаю, что эти сарафаны вы хотите показать своим мамам и папам.

Хозяюшка: Давайте, я подарю свой сарафан Забаве, чтоб она не скучала.

Хозяюшка: Ребята, так что носили ваши прабабушки? (Сарафаны) А вы запомнили, как и из чего раньше девушки шили себе сарафаны? Давайте вспомним. Сарафаны делали из льна, сначала лён сеяли, затем его трепали, сушили, околачивали, потом мяли, чесали. Из получившихся волокон делали кудели и пряли на прялках. А затем на ткацких станках ткали ткань, из которой и шили праздничные и будничные сарафаны – женскую нашу одежду. Спасибо вам за работу. Я очень рада была встрече с вами. До свидания, мальчики и девочки!

А закончим нашу встречу русским хороводом.

Прикреплённые файлы:

sarafan_nsj5n.pptx | 22793,65 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем ёжику!»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем ёжику!» ГБОУ школа №1560 «Лидер» Дошкольное отделение «Солнышко» Г. Москва Воспитатель: Капустина Ирина Евгеньевна Интегрированная непосредственная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Здоровым быть-здорово жить!»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Здоровым быть-здорово жить!» Программные задачи: 1. Образовательные: Расширять представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка»Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка» Приоритетная образовательная область: Художественно- эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Образовательные задачи: продолжать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Какой разный огонь».Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Какой разный огонь». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Какой разный огонь». Цель: обогащение и систематизация.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группеКонспект непосредственной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе Конспект непосредственной образовательной деятельности По художественному творчеству (ручной труд) В подготовительной группе №6 «Улыбка».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в младшей группе «Ягоды на тарелке»Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в младшей группе «Ягоды на тарелке» Тема: «Ягоды на тарелке» Задачи: Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Родина моя — Дубровка»Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Родина моя — Дубровка» Цель: обогащать знания дошкольников о малой Родине Задачи: • закреплять знания детей о происхождении названия родной деревни и истории.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук» Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе Тема «Школа пешеходных наук» Цель: Формировать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: - уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Сошью Забаве сарафан»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 07:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Сошью Забаве сарафан»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД