МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» (2 фото)

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

• Развивать навыки простого звукового анализа и звукового синтеза.

• Продолжать учить употреблять существительные в форме винительного, творительного, предложного падежей в составе простого предложения.

• Упражнять в составлении простого распространённого предложения по заданному вопросу с опорой на предметную картинку.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе „Звук [М]“» размещена в разделах

• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, чувство ритма и рифмы.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.

Материал:

Игрушки – кукла и корова, пособие «Загадочная таблица» с изображёнными разноцветными буквами в белых и чёрных квадратах, символы звука [м], индивидуальные зеркала, игрушки, имеющие в названии звук [м], «чудесный мешочек» из ткани, предметные картинки, имеющие в названии звук [м], мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие слухового внимания, буквенного гнозиса, постановка цели занятия.

1). Логопед предлагает детям сесть на стульчики в той последовательности, в которой назовёт их имена. Проводятся статические пальчиковые упражнения (на обеих руках). «Корова» (указательный палец и мизинец выпрямлены, остальные пальцы сжаты.

«Телёнок» (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты).

2). Игра «Буквы и звуки».

Логопед: «Ребята, сегодня у нас в гостях красивая кукла (показывает детям куклу). Она умеет говорить только одно слово: «МА-МА». Кукла узнала, что мы с вами изучаем звуки и буквы и тоже захотела поучиться! Вот сейчас она вам покажет буквы на нашей «Загадочной таблице», а вы скажите ей, какой звук обозначает эта буква». После игры логопед повторяет вместе с детьми правило: «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем».

3) Логопед: «Кукла пришла к нам не одна. Отгадайте, кто у неё есть:

Ест траву, жует, молчит,

А потом полдня мычит.

Ей погладите бока –

Даст парного молока.

Конечно, это корова! (показывает детям корову). Корова мычит так: «МУ-МУ».

Ребята, а вы догадались, какой новый звук мы будем сегодня слушать, и, конечно же, правильно произносить вместе с коровой и её хозяйкой?» Ответы детей, постановка цели занятия.

II. Характеристика звука [м] по артикуляционно-акустическим признакам.

Итак, что же напоминает вам этот звук?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением коровы и сообщает, что так корова зовёт своих телят: «М-м-м-м-м».

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [м] (покажите, как корова зовёт телят). Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук? Гласный или согласный звук «м»? С голосом или без голоса мы произносим звук «м»?» (дети высказывают мнения, Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит громко, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, как оно «дрожит», после чего объясняет, что звук является звонким. Логопед обобщает ответы, поясняет, что при произношении [м] воздух выходит из носа (предлагает положить пальчик под ноздри и почувствовать «тёплый ветерок»). Символы звука располагаются на доске (кружок синего цвета, синий домик с колокольчиком).

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»

III. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Ребята-телята».

Логопед: «Корова хочет с вами поиграть. Вы будете телятками, которые гуляют на лугу, а мама-корова будет гулять вместе с вами и петь разные песенки (произносить разные звуки). Как только услышите «М-м-м!» - это значит, корова зовёт своих телят. Нужно будет сразу подбежать к ней!

Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, м, т, м, б, т, к, м, п, п, т, м…».

IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Угадай, как нас зовут».

Логопед: «А мы ведь до сих пор не знаем, как зовут корову и её хозяйку. Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Я назову несколько имён девочек, а вы отгадайте, какое имя у куклы: «Таня, Катя, Оля, Лида, Маша». Дети высказывают вои мнения, выбирают нужное имя (слово со звуком [м] – Маша).

Логопед: «А теперь мы узнаем, как зовут корову: Бася, Зорька, Тося, Майя». Дети выбирают слово со звуком [м] – Майя.

V. Формирование фонематических представлений. Игра «Подарки для Маши и Майи».

Логопед: «Ребята, я приготовила подарки для Маши и Майи. Но наши гости сказали мне, что им нужны только те подарки, в названии которых слышится звук [м]. Помогите выбрать эти игрушки и предметы. Порадуйте Машу и Майю».

Дети выбирают нужные предметы (морковь, мыло, матрёшку, самолёт, молоток, лимон, мышку) и складывают их в «чудесный мешочек». После выполнения задания логопед предлагает детям вспомнить и назвать все подаренные предметы.

Фото «Звук [М]»

VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звука [м] в словах и предложениях.

Логопед: «Ребята, а давайте мы немного подвигаемся и научим гостей играть в нашу игру». Проводится подвижная игра, в которой дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём,

И кружимся потом!

VII. Развитие чувства ритма и рифмы. Произношение звука «м» в словах. Позиционный анализ.

1). Игровое упражнение «Вы словечко подскажите и всё вместе повторите». Дети подсказывают слово в конце двустиший, после чего произносят строки полностью.

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится…. (мыло).

Доски дружно мы везём,

Будем строить новый… (дом).

В шкурке жёлтой, кислый он,

Называется (лимон).

После выполнения этого задания логопед предлагает детям вспомнить все слова-подсказки и рассказать Маше и Майе, где находится их любимый звук в словах (в начале, середине или конце).

VIII. Развитие грамматического строя речи. Составление простых распространённых предложений по заданному вопросу с опорой на предметные картинки. Изменение существительных по падежам.

Логопед: «У куклы Маши есть для вас несколько вопросов-загадок. А отгадать их и ответить на вопросы вам помогут картинки-подсказки, которые она принесла». После каждого вопроса логопед показывает детям опорную предметную картинку, имеющую в названии [м].

- Где Маша покупает продукты? – Маша покупает продукты в магазине.

- Куда Маша складывает покупки? – Маша складывает покупки в сумку.

- Что Маша любит собирать в лесу? – Маша любит собирать в лесу малину.

- С чем Маша любит играть? – Маша любит играть с матрёшкой.

- С чем Маша любит пить чай? – Маша любит пить чай с лимоном.

- На чём Маша любит ездить? – Маша любит ездить на машине.

IX. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: «Ребята, а теперь корова Майя хочет с вами поиграть! Она говорит: «Му!» Кто сможет повторить? (несколько детей воспроизводят звукосочетание). Какой первый звук в этой маленькой песенке? Какой второй звук? Сколько всего звуков вы услышали?» Дети отвечают на вопросы. «А теперь она с вами поиграет в игру «Живые звуки». Майя будет произносить звуки по отдельности, а вы слитно:

М, А – МА;

М, У – МУ;

М, О – МО». Логопед от имени Майи хвалит детей.

X. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Нашим гостям пора домой. Чему они научились вместе с нами? В какие игры они с нами играли?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт положительную оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи, предлагает пригласить куклу Машу и корову Майю на следующее занятие.

Публикации по теме:

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать» .

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Открытое занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи Тема: Звук и буква К. Коррекционно – образовательная задача: -познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим.

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»
Опубликовано: 24 марта 2018 в 00:03
+399Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 136.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД