Получи документы

Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

Ольга Терешкина
Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

Конспект комплексного занятия

«Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»

ГБОУ Школа № 982 дошкольное отделение № 3 ЮАО.

Музыкальный руководитель Терешкина О. Л.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Публикация «Конспект комплексного занятия „Зима в творчестве композитора П, И, Чайковского“» размещена в разделах

Учить различать настроения музыки, средства выразительности, изобразительность музыки, находить сходные и различные по настроению образы в других видах искусства. Побуждать детей к элементам импровизации в движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.

Активизировать речь детей, пополнять словарь новыми словами: музыка таинственная, сказочная, загадочная, тревожная…

Развивать у детей чувство прекрасного в природе, музыке.

Прививать детям интерес к классической музыке, воспитывать умение слушать и понимать музыку.

Предварительная работа:

слушание музыки композитора П. И. Чайковского, беседы по репродукциям картин о зиме, разучивание стихов.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» из фортепианного цикла «Времена года». Дети входят в зал и свободно располагаются.

Зал оформлен под зимнюю лесную поляну.

М. Р. /музыкальный руководитель/:

Добрый день, друзья! Вновь вас встречает музыка. МУЗЫКА – это огромный волшебный мир. Мир звуков, на первый взгляд, может, непонятный, но вслушайтесь и услышите то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… А, может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнца. Да, музыка – это целый мир, где соседствует природа, ожившие герои сказок и мы с вами.

Тихо – тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

И раздвинулись вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной,

Тихо дремлет лес и луг …

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой!

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок,

У весны среди зимы …

Тихо – тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

В разноцветном, расписном! /К. Ибряев/

М. Р. :

Музыка, встретившая нас сегодня, уже знакома и понятна вам. - Как называется эта пьеса?

- Какое настроение вызвала музыка у вас?

Ответы детей.

М. Р. :

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского. Его музыка понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей Родине, о русской природе. Прекрасны все времена года. Но сей- час зима, и не случайно наш музыкальный зал превратился в зимнюю полянку. Многие русские поэты, живописцы, композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.

Давайте и мы поговорим о зиме: послушаем музыку, вспомним стихи, полюбуемся картинами о зиме.

М. Р. :

Зима … Какая она?

Какими красками художница – зима рисует зиму?

Ответы детей.

Входит ЗИМА:

Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!

Дети водят хоровод «Здравствуй, гостья Зима!» р. н. песня.

ЗИМА:

Я – великая волшебница ЗИМА могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесёт вас далеко – далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, об-ходящего свои владения, его холодное дыхание коснётся и вас… Слушайте!

ЗИМА ходит по залу, зажигает свечи.

ЗИМА:

Сейчас я превращу вас в снежинок.

/ЗИМА берёт волшебную палочку, взмахивает ею. /

Звучит «Вальс снежных хлопьев» муз. П. И. Чайковского.

ЗИМА:

О чём рассказала нам музыка? Какая была зима в это пьесе? Что вы услышали?

Ответы детей…

ЗИМА:

Правильно! Мы как бы побывали с вами в заснеженном лесу. Услышали как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и, вдруг, бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё кругом занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась. Деревья стоят, словно, зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба /рассказ идёт на фоне музыки/.

ЗИМА:

Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? Давайте попробуем соединить краски музыки с красками живописного полотна: они удивительно дополняют друг друга!

Дети рассматривают репродукции картин: «Февральская лазурь» Грабарь, «Волшебница зима», «Иней» Н. Кузнецова.

ЗИМА:

Не хватает только красивых, выразительных, поэтических слов. Может быть кто-то вспомнит стихотворение, подходящее к этой картине?

Дети читают стихи:

«Белая берёза» С. Есенин, «Под голубыми не-бесами…» А. С. Пушкин, «Встреча зимы» Н. Никитин.

ЗИМА:

Как красиво в лесу. Попробуйте представить зимний день, один из многих, которыми живёт лес.

М. Р. :

Целую долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мороз. Он сковал льдом реки, укрыл землю пушистым снежным покрывалом …

Этюд – пантомима «Мороз и солнце».

Звучит «Вальс» муз. П. И. Чайковского из «Детского альбом». Дети выполняют движения в соответствии с характером и частями музыки.

ЗИМА:

Новые пейзажи рождают новую музыку, послушайте.

Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» муз. П. И. Чайковского.

М. Р. :

О чём нам рассказывает музыка? Что вы услышали и пред-ставили?

Ответы детей.

ЗИМА:

Выберите картину и вспомните стихотворение, подходящее к этому образу зимы.

Детям предлагается репродукция картин «Восход солнца» и «Зимний пейзаж» И. Грабарь.

Дети вспоминают и читают стихи «Пришла, рассыпалась…» А. С. Пушкин, «Не ветер бушует над бором …» отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» Н. Некрасова.

ЗИМА:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя … /А. С. Пушкин/

Танец «Зимы и снежинок» /звучит вальс/.

ЗИМА:

Я очень люблю вас, дети, и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке» /из фортепианного цикла «Времена года»/.

Детский оркестр - дети импровизируют на музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофонах, ксилофонах, ложках, бубнах. Стараются показать широту русских просторов, передать цокот копыт, лёгкость и искристость снега на полях … в определённый момент звучания той или иной части музыки.

ЗИМА:

Композитор передаёт в музыке ритм скачущей тройки. Мы как бы слышим её издалека – музыка звучит сначала тихо, приглушённо; затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже совсем не видно …

ЗИМА:

На каком инструменте была исполнена эта пьеса?

Дети:

Фортепиано!

ЗИМА:

Вышел месяц молодой,

Зажёг звёзды чередой …

И пришла пора прощаться,

Хоть и жаль нам расставаться …

Стихает музыка, погасли свечи …

До новой встречи!

До новой встречи! /О. Котова/

М. Р. :

Вот она какая – красавица русская зима! Образ её останется у вас в памяти: то яркой, нарядной, сверкающей, то – суровой, притихшей, затаившейся перед снежной бурей. Сегодня мы с вами вспоминали стихи о зиме прекрасных поэтов А. С. Пушкина, Н. Некрасова, И. Никитина, С. Есенина. Обращались к живописным картинам художников Е. Кустодиева, К. Гона, И. Грабаря. Слушали замечательную музыку только одного композитора – П. И. Чайковского.

М. Р. :

Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами – поэзией, стихи – с картинами – живописью, и всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И всё это – музыка! Музыка звуков, стихов, красок!

Музыка – это всё прекрасное, что окружает нас.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Балет П. Чайковского «Щелкунчик» Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского. Задачи: - Прививать любовь к его творчеству. - Воспитывать.

Фоторепортаж «Как «Детствоград» композитора встречал»Фоторепортаж «Как «Детствоград» композитора встречал» Сегодня наш детский сад встречал настоящего композитора, который пишет песенки и музыку для детей! Композитор приехал к нам из Мурманска.

«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Тема проекта:«Волшебница - зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»2. Актуальность: Дошкольный возраст.

Конспект комплексного занятия «Любимые игрушки» Проблема: «Поможем любимым игрушкам». Игровая мотивация: «Оказать помощь игрушкам, попавшим в беду». Цель: развивать наглядно-действенное.

Конспект занятия с использованием нетрадиционных форм в художественном творчестве. Печатание сжатой бумагой «Снеговик» Непосредственная образовательная деятельность Образовательная область «Художественное творчество» Раздел: «Рисование». Использование.

Конспект комплексного занятия «В гостях у сказки» Конспект комплексного занятия по образовательным областям «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «В гостях у сказки».

Конспект комплексного занятия «Чудеса в лесу» Конспект комплексного занятия в группе раннего возраста. Тема: «Чудеса в лесу» Программное содержание: Цель: развитие у детей познавательного.

Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт»Конспект комплексного занятия «Рисуем транспорт» Цель занятия: 1. Продолжать знакомить детей с многообразием видов городского транспорта, его назначением и ролью в жизни города. 2. Учить.

Конспект занятия «Отражение времен года в творчестве А. Вивальди для детей» КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ВИВАЛЬДИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» (интеграция.

Исследовательский проект «Творчество чувашского композитора Л. В. Чекушкиной» Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию свою новую публикацию о жизни и творческом пути современного чувашского композитора Лолите Васильевне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 12:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Терешкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД