МААМ-картинки

Конспект занятия по литературному чтению по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»

Наталья Кручинина
Конспект занятия по литературному чтению по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»

Конспект урока разработан

Кручининой Натальей Сергеевной,

учителем начальных классов

ЧОУ ОШ «Мир знаний»

Литературное чтение, 4 класс

Тема урока: Михаил Зощенко «Не надо врать»

Тип урока: Урок изучающего чтения

Публикация «Конспект занятия по литературному чтению по произведению М, М, Зощенко „Не надо врать“» размещена в разделах

Место урока в учебном плане: Произведения М. Зощенко

«Не надо врать», урок второй

Учебные задачи:

• познакомить с жизнью и творчеством автора на примере рассказа «Не надо врать»

• ознакомить с понятиями «автор-рассказчик», автор-герой произведения»;

• учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям)

• учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

• отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

• проследить идею автору, определить учащимися важность умения говорить правду в любых жизненных ситуациях;

• определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

• выделять смысловые части рассказа;

• выразительно читать текст.

Оборудование:

• мультимедийное оборудование;

• презентация;

• читательские дневники для моделирования;

Материал к уроку:

Для учителя

Литературное чтение : программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова– М. : Просвещение, 2021г.

Литературное чтение : 4 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина, – М. : Просвещение, 2021г.

Для ученика

Литературное чтение : 4 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч 1 / Л. А. Ефросинина - М. : Просвещение, 2021 г.

Ход урока

1. Организационный момент

- Посмотрите на доску и прочтите: «Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.»

- Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами должен обладать человек?

(Нужно быть отзывчивым, добрым честным.)

- А какими качествами должен обладать ученик на уроке?

(Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т. д.)

2. Выявление читательского опыта

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Вспомни и назови». Прочитайте отрывок из произведения и назовите автора и название. Работа по группам

1) Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой (стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство»)

2) Она надела кольцо на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно. (сказка Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко»)

3) В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

(стихотворение Сергея Александровича Есенина «Бабушкины сказки»)

4) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. (рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька)

5) А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

(рассказ Михаила Зощенко «Не надо врать»)

6) Не до ворчанья и няне седой: любит она ее смех молодой»

(Николай Алексеевич Некрасов «Саша»)

- Что объединяет эти произведения?

(произведения о детях)

- Произведения какого автора мы сейчас читаем? (М. М. Зощенко)

- Что мы о нем знаем? Заполните пропуски. Работа по группам.

- К какому жанру можно отнести эти произведения?

(Эти произведения юмористические)

- Какими качествами должен обладать писатель, создающий юмористические произведения?

- Что такое юмор?

3. Постановка учебной задачи

- Напомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Напишите аннотацию к этому произведению.

- Проверим, как внимательно вы читали это произведение. Выполните тест.

- Как вы думаете, мы закончили работу над этим произведением?

(Работа не завершена. Мы не работали над образами героев)

- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

(Нужно составить портрет главного героя, определить положительных и отрицательных героев, выявить точку зрения автора и выражать свою точку зрения, определить главную мысль произведения)

4. Анализ произведения по группам

1-ая группа:

Составьте синквейн по теме: Минька и Лелька. Кто тебе симпатичен?

2-ая группа:

Разгадайте кроссворд по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»

3-я группа:

Расставьте пункты плана в нужном порядке и подготовьте краткий пересказ.

5. Обсуждение прочитанного.

• Из рассказа становится ясно, каким человеком был папа Миньки и Лёли. Укажи одну черту характера папы. Докажи.

• Почему, по словам папы, «люди, которые идут на враньё и обман – смешны и комичны»

6. Объяснение пословиц.

- Как вы понимаете значение пословиц?

• Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

• Ветра не удержишь, правды не скроешь.

• Как ни хитри, а правды не перехитришь.

• Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется.

7. Итог урока

- Давайте попробуем сформулировать главную мысль произведения.

(Нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным.)

- Какой урок вынес Минька из этой истории?

- Как вы думаете, говорить правду всегда трудно?

- Чему учит этот рассказ?

8. Рефлексия (слайд №18)

Закончите урок одним из предложений:

• Урок привлек меня тем …

• Я задумался о …

• Хотелось бы поблагодарить …

9. Самооценка

- Оцените качество своей работы на уроке. Все ли у вас получилось?

(Дети оценивают себя на «Лесенке успеха»)

10. Домашнее задание:

Прочитать «Тридцать лет спустя» М. М. Зощенко

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по чтению и рисованию по произведению С. Я. Маршака «Пудель»Конспект интегрированного занятия по чтению и рисованию по произведению С. Я. Маршака «Пудель» Цель: знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака и закрепление знаний средствами продуктивной деятельности. Задачи: - познакомить детей.

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Викторина по литературному чтению в 1–2 классах Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на викторину по литературному чтению в начальную школу! Экспресс-опрос. 1. Сколько.

Автор публикации:
Конспект занятия по литературному чтению по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 00:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по литературному чтению по произведению М. М. Зощенко «Не надо врать»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кручинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД