Папки-передвижки

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Телешева Анна
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым

распространенным предложением,

правильно употреблять форму винительного падежа,

закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Дай действия словам

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи» размещена в разделах

Цель: активизация словаря, развитие связной

речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит,

помогает…

Праздник (что делает) – наступает, приходит,

радует…

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление

названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной

речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая….

Праздник (какой) – веселый, долгожданный …

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом,

обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино,

скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка,

швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним

словом? Почему так можно сгруппировать?

Придумай для любой группы свое условное

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные

по смыслу слова.

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку.

Развитие внимания

Ход игры:

В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их

запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк,

диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли

разделить эти слова на группы? Вспомните вначале

животных? Перечислите предметы мебели.

В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай,

Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих

слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как

пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые

начинаются с этой буквы.

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного

предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с

животными и их детенышами.

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые

предложения типа: «У коровы теленок».

Потом по образцу воспитателя составляют

сложносочиненные

предложения по двум парам картинок :

«У коровы теленок, а у козы козленок».

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность,

речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое

слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные

рассказы, узнавать предмет по описанию.

Материал: изображения предметов с

незначительными отличиями во внешнем виде.

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки.

Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети

должны угадать, о каком изображении идет речь и

показывать его.

Усложнение:

дети объясняют свой выбор;

роль водящего выполняет ребенок.

Вкус и запах

Представь ЛИМОН. Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи.

Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Нарисуй лимон.

Представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус?

Как пахнет? Какого цвета? Что чувствуешь?

Нарисуй апельсин.

Расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

Измени предложение

Цель: учить правильно согласовывать

существительные, прилагательные и глаголы.

Ход: послушай первое предложение и закончи

аналогично второе:

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных.

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте

будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т. д.

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных,

согласовывать существительное и прилагательное в

роде и числе.

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет,

игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку

описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с

жёлтой полосой и т. д.»

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных,

согласовывать существительное и прилагательное в

роде и числе.

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет,

игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку

описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с

жёлтой полосой и т. д.»

Олины помощники

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам

покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают

делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают,

танцуют и т. д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные

вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют,

кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают)

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные

глагольные формы.

Материал. Картинки : предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце,

дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова,

которые обозначают действия, относящиеся к предметам или

явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по

крыше)

И т. д.

Угадай, чей голосок

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных

качеств.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети

движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг,

повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок,

скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из

играющих, назначенный ведущим. Водящий должен

угадать, кто произнёс слова. Если он угадает,

становится в общий круг, а в центре круга становится

тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает

водить.

Кому угощение?

Цель: употребление трудных форм существительных.

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для

зверей, но боится перепутать кому что. Просит

помочь. Предлагаются картинки с изображением

медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка,

лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому

мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
Опубликовано: 27 июня 2020 в 13:01
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Телешева Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД