МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»

Анна Мишина
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»

Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей дошкольников. В современных условиях от человека необходимо не только владение знаниями, но и умение самому добывать их, мыслить творчески и самостоятельно, оперировать этими знаниями. Целевой установкой ФГОС является развитие комплексного,целостного интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование, которое позволяет детям выявлять скрытые существенные связи объектов с явлениями природы.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе“» размещена в разделах

Ребенок с рождения является первооткрывателем и любознательным исследователем окружающего его мира. Как удовлетворить любопытство маленьких первооткрывателей объяснить законы природы на простом для детей языке? Как направить дошкольника к познанию мира и развитию творческого начала? Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Дошкольник имеет возможность в процессе экспериментирования удовлетворить свое любопытство. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Нет предела ощущению восторга при участии в процессе экспериментирования. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники стараются ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

Познавательно – исследовательская деятельность помогает формировать у ребенка интерес к экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

Во время реализации программы "Детство" и изучения научной литературы, я систематически наблюдала за детьми и пришла к выводу, что самым эффективным средством для развития интеллекта дошкольников является детское экспериментирование.

Основным преимуществом метода экспериментирования является то, что этот метод предоставляет детям возможность изучить различные грани исследуемого объекта, а так же изучить его взаимоотношение к другим объектам в окружающей среде.

Детям нравится экспериментировать. Это связано с тем,что мышление у детей наглядно-действенное и наглядно-образное. Этот метод нельзя сравнивать с другими, так как больше всего соответствует возрастным особенностям детей.

Дети счастливы, когда узнают что-то новое и приходят к выводу самостоятельно. Во время проведения экспериментов и опытов с детьми я заметила, что необходимость дать отчет увиденному, а так же делать выводы, стимулируют не только умственные активность детей, но и развитие речи. Можно сделать вывод, что результат экспериментирования является не только в получении новой информации, но и в накоплении фонда умственных приемов, которые рассматриваются как умственные умения. Мои воспитанники с большимудовольствием принимают участие в экспериментальной деятельности, хоть и не всегда правильно получается делать выводы. Поэтому именно эта тема выбрана мной для исследования и для дальнейшего внедрения в работе с детьми.

Учитывая практическую важность всестороннего развития детей дошкольного возраста, поставила перед собой следующую цель: способствовать развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Для того чтобы достичь вышеуказанную цель мною были определены следующие задачи:

1. Расширить понимание детей об окружающем мире путем знакомства с базовыми знаниями из различных областей науки.

2. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников.

3. Продумывание проблемных ситуаций, которые будут побуждать детей проводить эксперименты.

4. Придерживаться простоты и ясности в изложении материалов, предлагаемых детям.

5. Подбор материалов, которые будут соответствовать возрасту детей.

6. Вовлечь родителей в совместную образовательную и научную деятельность

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

Развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, развитие самоконтроля и саморегуляции своих действий.

В своем исследовании придерживалась основных принципов и методов педагогики. Изучала произведения классиков методической литературы и педагогики. Данный метод использовали следующие классики педагогики как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие педагоги.

К современным исследователям можно отнести Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовскую, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьеву. А. И Иванову. Эти педагоги также рекомендуютприменять экспериментальные методы в работе с детьми дошкольного возраста. Академик Н. Н. Поддьяков рассматривает как основнуюформу ориентировочноисследовательской деятельности дошкольников эксперимент. Этот вид деятельности будет основным в период всего дошкольного возраста. Именно экспериментальная деятельность способствует принятию нестандартных решений типичных проблем, позволяет посмотреть на проблему иначе, выдвинуть гипотезу, оценить результаты проделанной работы, сделать выводы.

В процессе работы мною использовались как традиционные, так и инновационные методы. Традиционные методы проверены временем, поэтому широко применяются на практике.

Наглядные: наблюдения, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях, иллюстрации и др.

Словестные: рассказы воспитателя, рассказы детей, беседы, использование фольклорных форм.

Практические методы. Метод экспериментирования как одна из форм работы поисково-исследовательской деятельности с детьми является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Объединяя эти две формы деятельности, проводились с детьми игры – опыты, игры - эксперименты, сюжетно - ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные технологии воспитания и обучения.

Большое внимание в работе с детьми по экспериментированию в природе уделяю применению проектных технологий. Участие детей в совместных групповых проектах способствует развитию познавательных способностей, например: изготовление детских газет, книжек, коллективных панно. Участвуя в исследованиях, дети учатся планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материал, сравнивать качество выполнения работы.

Мною разработаны и реализованы вместе с детьми и родителями ряд исследовательских проектов «Юный исследователь», «Загадки воздушного шарика», «Этот удивительный песок», «Мир насекомых».

Также в процессе экспериментирования использую мультимедийные и компьютерные средства обучения, которые помогают развивать познавательный интерес ребенка. Дошкольнику намного интереснее увидеть своими глазами объекты и явления, нежели просто послушать рассказ воспитателя про них.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные, очень увлекательны. Я уверена, что детские эксперименты оставляют неизгладимое впечатление на всю жизнь, независимо от того, какой бы деятельности дети не посвятили себя в будущем.

На занятиях с элементами экспериментирования были использованы компьютерные презентации, где весь материал сопровождался сказочными героями: (Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, Утенок-Удивленок, девочка Почемучка, которые попадают в разные ситуации и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.

Для знакомства детей с процессами и явлениями природы использовался разнообразный материал: репродукции с художественных картин, фотографии, дидактические картинки, видеофильмы, звукозаписи, презентации с использованием загадок, которые развивают внимание, память, мышление, воображение дошкольника.

Для решения поставленных задач ведется работа по популяризации детского экспериментирования в семье : оформлена серия наглядной информации для родителей, консультации, совместные праздники, обмен опытом. Также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах: «Украшение участка к Новому году», «Теремок» и др. – где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками.

Родители принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования. Помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Подведя итог своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что опыт работы по данной теме очень продуктивен для развития познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Итоговая диагностика показала, что у детей наблюдается позитивная динамика по всем критериям освоения опытно-экспериментальной деятельности. В процессе экспериментирования дети научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.

Дети научились изображать результаты опытов схематично, отмечая увиденное в альбомах. А также доставляет радость то, что воспитанники стали применять в игровой деятельности результаты проведения экспериментов и опытов. При общении с детьми и наблюдении за их деятельностью становится очевидным степень популярности и использования уголков по экспериментальной деятельности.

Мониторинг предоставляет возможность сделать следующий вывод, что создана определенная система работы по организации развития опытно-экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа Вичуга..

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» воспитателя Комиссиной Оксаны Владимировны на 2018–2019 г. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Презентация на тему «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность В рамках городской недели открытых дверей на тему: «Познавательное развитие дошкольника: экспериментирование, моделирование, конструирование».

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр - это мир звуков, образов,.

Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность» Сценарий деловой игры с педагогами МБДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность».

Опыт работы «Знакомим детей с их правами через игровую деятельность» Игра является одним из эффективных способов формирования основ правовой культуры и правового сознания дошкольников Игра даёт возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»
Опубликовано: 4 марта 2019 в 21:04
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД