МААМ-картинки

Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Каролина Шефер
Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. Основной целью данного этапа работы являлось развитие экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством элементарных опытов.

Формирующий этап экспериментальной работы предполагал : подбор элементарных опытов с учетом темы недели, требований программы обучения и безопасности. Мы учитывали специфику детских опытов : в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Публикация «Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Элементарные опыты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.

Опыты мы организовывали по следующим направлениям:

- неживая природа: воздух, вода, песок, камни.

- материалы и их свойства.

В своей работе с детьми мы использовали различные методы и приемы работы:

- вопросы, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?»;

- схематическое моделирование опыта; рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков;

- метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?»;

- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;

- наблюдение природных явлений на прогулке;

- дидактические игры.

В работе с детьми мы старались не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что опыты и эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Также учитывали возрастные особенности детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы использовали различные стимулы :

- внешние (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- познавательный мотив (почему так).

Нами были подобраны и проведены такие опыты как :

Опыты с водой.

«Вода расширяется». Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется;

«Чем пахнет вода?» Цель: выяснить имеет ли запах вода;

«Какую форму примет вода?» Цель: закреплять у детей свойства воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета);

«Можно ли склеить бумагу водой». Цель: закреплять у детей свойства воды.

Опыты с воздухом. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. «Воздух сжимается», «Можно ли поймать воздух».

Опыты с камнями. Цель: сформировать представление о свойствах камня. «Камень может издавать звуки», «Тонут ли камни в воде?», «Могут ли камни менять цвет?».

Опыты с песком. Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты. «Из чего состоит песок», «Песок в воде», «Песчаный конус».

Опыты с предметами.

«Чудесные спички». Цель: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярность, «Бумага, ее качества и свойства». Цель: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит). Подробное описание опытов предложено в приложение Е.

Мы проводили опыты исходя из того, что их организация точно воспроизводит все компоненты исследовательской деятельности : постановка проблемы, отбор предмета исследования, орудий действия, планомерность действий, оценка результата и соотнесение его с целью. Мы создавали условия субъектности для детей в ходе их организации: давали детям возможность самостоятельно проявлять инициативу и самостоятельность, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Мы можем отметить, что дети старшего дошкольного возраста, сами старались выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они самостоятельно делали выводы без наводящих вопросов.

Таким образом, организованная на формирующем этапе экспериментального исследования работа способствовала повышению уровня развития экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 10:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Каролина Шефер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД