МААМ-картинки

Использование игровых приемов при обучении плаванию детей дошкольного возраста

Елена Варганова
Использование игровых приемов при обучении плаванию детей дошкольного возраста

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Публикация «Использование игровых приемов при обучении плаванию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать и делать правильные выводы. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующей, более углубленной и усложненной технике движений, но и облегчают овладение ею.

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В процессе игры постепенно преодолевается страх ребенка перед водной стихией, развивается смелость, решительность, появляется уверенность в своих силах.

Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для данного вида спорта. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому, игровой метод необходимо применять у дошкольников с первых занятий.

Игры на занятиях по плаванию применяются строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи с изучаемым на занятиях учебным материалом.

Цель применения подвижных игр на занятиях по плаванию : повышение эффективности процесса физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста через подвижные игры.

Задачи:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному психофизическому развитию;

- формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием;

- развитие двигательных умений и навыков в воде, как основы дальнейшего обучения плаванию;

- обеспечение эмоционального благополучия при выполнении физических упражнений в воде;

- создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий в воде.

Применение игрового метода на занятиях по плаванию является обязательным требованием физического воспитания.

Этот метод характеризуется:

-эмоциональностью и соперничеством, проявляемых в рамках правил игры;

-вариативным применением полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;

-умением проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

-комплексным совершенствованием физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

При проведении подвижных игр необходимо соблюдать следующие методические требования:

-в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;

-игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности детей, оказывать положительное эмоциональное воздействие;

-игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;

-инструктор обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использование игр и игровых упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и морально – волевых качеств.

Всякий раз, когда возникает какая – либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем.

В своей работе инструктора по физической культуре (плавание) активно внедряю такие формы игры как: оздоровительные, на овладение основных движений и на формирование психических процессов ребенка.

Оздоровительные игры:

- Формирование техники дыхания (задержка дыхания, выдохи в воду, погружение) : «Птички умываются», «Рыбки песенки поют», «Вода кипит», «У кого больше пузырей», «Насос» «Оса», «Найди клад», «Сомбреро» и тд.

- Физкультминутки (гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия) : «На велосипеде»,

Игры на овладение основных движений с использованием нестандартного оборудования:

При обучении дошкольников плаванию использую различные пособия, игровой материал, инвентарь. Это позволяет сделать занятие интереснее, варьировать игры, придумывать новые. Имея достаточное количество инвентаря, можно придумать несколько вариантов одной игры или усложнить ее.

На занятиях плаванию применяю нетрадиционное оборудование. Так, обучая детей погружению в воду с головой, использую тонущие игрушки, чтобы вызвать интерес у ребенка, помочь преодолеть страх. Игрушки должны быть яркими и привлекательными, чтобы их можно было быстро отыскать под водой (водоросли, рыбки и т. д.)

Для удержания равновесия на воде, для облегчения и усложнения выполнения упражнения применяю аква – палку (нудл). Он многофункционален и прост в использовании. Нудл хорошо использовать в игровых упражнениях : из нескольких штук (с помощью коннекторов, специальных соединений) можно строить плоты, мосты, обручи, удлинять их. С использованием нудлов, как групповые, так и индивидуальные занятия становятся более яркими и интересными. Игры: «Буксир», «Корабли плывут», «Едем на велосипеде», «Проплыви под мостом», «Переправа» и тд.

Игры на развитие и формирование психических процессов:

Использую игры на внимательность, такие как «Найди домик», «Караси и карпы», «Мы веселые ребята»; на логику и мышление: «Составь слово», «Разбери по цвету», «Сортировщик».

При подборе таких игр необходимо учитывать степень освоения учебного материала детьми, их общее развитие, физическое состояние, индивидуальные и возрастные особенности.

У детей младшего дошкольного возраста внимание непроизвольное, устойчивость зависит от интереса. Игру они воспринимают как интересный для них процесс движения; их увлекает появление неожиданных элементов: вдруг запищала уточка, забурлила вода, из корзины высыпались цветные мячи. С целью привлечения и удержания внимания у детей данного возраста использую разнообразные игровые методы и приемы, которые включают в себя словесные и наглядные формы обучения (игрушки, веселые стихи, потешки и т. д.).

Внимание детей среднего дошкольного возраста также непроизвольное, зависит от интереса, направляется с помощью словесного указания взрослого, требует повторения. Источниками эмоций становятся: взаимоотношения с другими людьми и сверстниками; события, происходящие с вымышленными персонажами. Возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения общей цели. Появляется интерес к результатам движения, правильности их выполнения, выполнению движения в соответствии с образом. В работе с детьми данного возраста применяю больше разнообразных игровых методов и приемов в сочетании со словесными и наглядными формами обучения.

У детей старшего дошкольного возраста объем, и устойчивость внимания увеличиваются. Зависимость от непосредственного интереса уменьшается. Появляется способность произвольно направлять, и удерживать внимание на любом объекте. Игровые задания неоднократно повторяются, как правило, с изменениями и дополнениями. Таким образом, достигается повторение уже знакомых действий, но с более высокими требованиями, а также повышается активность детей, и сохраняется интерес к игре. Ребенок старшего возраста может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей; результат становится для них важным моментом: им не безразлично, кто приплыл первым, продержался под водой дольше, кого ни разу не поймали в игре. Внедрение в практику игровых методик помогает строить взаимоотношения между инструктором и воспитанниками.

Благодаря игровым заданиям дети приобретают разнообразные умения, которые позволяют им чувствовать себя уверенно и в физическом и в эмоциональном отношении. Ребенок осознает свою успешность от занятия к занятию («Вчера я не умел проплыть до маленькой рыбки, сегодня я доплыл до средней, а в следующий раз я постараюсь доплыть до большой рыбки»). Предвосхищая будущий результат, дается оценка умениям ребенка («Сегодня ты уже смелее ложился на спину, скоро научишься руки и ноги выпрямлять»).

Чем увлекательнее и занимательнее игровые приемы, тем интереснее и насыщеннее страна детства.

Наши наблюдения показали, что при использовании игровых приемов создается положительный эмоциональный фон, это способствует более успешному усвоению упражнений. Задания игрового характера позволяют повысить эффективность обучения плаванию детей.

Литература:

1. Осокина Т. И. Тимофеева Е. А. Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. - М. ; Просвещение, 1991 год.

2. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М. ; Просвещение, 1986 год.

3. Тимофеева Е. А. Осокина Т. И. Обучение плавания в д. /с. М. - 2001 год.

4. Чеменева А. А. Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – СПб. : Издательство «Детство-Пресс», 2011

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов при обучении плаванию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2021 в 09:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых приемов при обучении плаванию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Варганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД