МААМ-картинки

Исследовательская работа «Анализ военных мемуаров Жукова как литературного феномена»

Жанна Малькович
Исследовательская работа «Анализ военных мемуаров Жукова как литературного феномена»

1. Мемуарная литература о Великой Отечественной войне

Через мемуары проходит главная нить исторической памяти народа. Благодаря своим эстетическим качествам, они делают эту память зримой, насыщают её сопереживанием – гордостью и состраданием[Лейдерман] .

Мемуарная литература подчинялась общим идеологическим требованиям и установкам. Воспоминания должны были соответствовать принятым шаблонам, не противоречить официальным версиям происходивших событий.

Публикация «Исследовательская работа „Анализ военных мемуаров Жукова как литературного феномена“» размещена в разделах

Масштаб издания мемуаров был поистине огромен. С 1959 по 1990 гг. Военным издательством Министерства обороны СССР издавались воспоминания участников войны, тружеников тыла, советских и партийных руководителей, объединенные в серию «Военные мемуары». Только в этой серии вышло 320 томов. В 1977 г. в Военном издательстве вышел аннотированный указатель «О войне, о товарищах, о себе», посвященный военно-мемуарной литературе, опубликованной центральными и местными издательствами в периодс 1941 по 1975 гг. Указатель содержал аннотации на 886 книг. В 1982 г. вышел второй указатель с аналогичным названием. В него были включены как новые издания (вышедшие в свет после 1975 г., так и не включенные в предыдущий указатель.

2. История книги «Воспоминания и размышления» Г. К. Жукова

Среди мемуаров и основанных на личных воспоминаниях произведений особо, конечно, выделяются книги советских военачальников. Наиболее известными и одновременно наиболее неоднозначно оцениваемыми являются «Воспоминания и размышления» Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

Впервые книга вышла в свет в 1969 г. Всего книга пережила 14 изданий, в том числе была переведена на несколько иностранных языков.

Младшая дочь Г. К. Жукова Мария Георгиевна Жукова, которая является наследницей авторского права, активно участвовала в подготовке всех переизданий «Воспоминаний и размышлений». В предисловии к изданию 2002 г. она указывает, что её отец при написании книги испытывал существенное давление со стороны властей, при окончательной правке менялся смысл некоторых фраз, убирались большие фрагменты (около 100 машинописных страниц).

Воспоминания Г. К. Жукова подвергаются критике. Основные проблемы – неточности в некоторых деталях, умалчивание некоторых вопросов или их изложение в свете существовавших политических установок (особенно это касается начала войны, влияния репрессий, человеческие потери, субъективизм в оценках (стремление представить себя в лучшем свете, умолчав что-то или неоднозначно охарактеризовав действия других). Многие из претензий справедливы. Однако не стоит забывать, что без учета идеологических установок книга вовсе не была бы опубликована.

Так, в частности, отмечается, что Жукова вынудили вставить упоминание о его встрече с Л. И. Брежневым, поскольку упоминание о нем было в то время обязательным атрибутом литературы о войне. Субъективизм также имеет место, как практически во всех мемуарах, однако никто не запрещает современному читателю обратиться к иным источникам.

В целом, труд Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» является ценнейшим источником знаний о Великой Отечественной войне.

3. Мемуары как литературные произведения

Мемуары - одновременно художественное произведение и исторический источник. Эта двойственность с акцентом на одно из начал – фундаментальное свойство данного жанра. «Для историка структурная единица мемуаров – зафиксированный документально исторический эпизод. Для филолога документальной точности недостаточно. Его интересуют художественные достоинства произведения»[Рожкова] .

Неодинаковая трактовка прозаиками и авторами воспоминаний одних и тех же событий, боевых операций, различные характеристики военных и политических деятелей не являются противоречием, а напротив, приближают к истинному положению дел. Поэтому, единственная возможность правомерного разговора о кризисе жанра военных мемуаров состоит в том, что все меньше остается в живых представителей поколения, являющегося носителем опыта Великой Отечественной войны. С его уходом данный жанр будет постепенно вытеснен из литературно-творческого процесса, хотя, безусловно, останется в процессе читательского освоения.

Мы в нашем исследовании исходим из представления о мемуарах как о литературных произведениях, содержащих в своей первооснове жизненный опыт человека, раскрывающийся с ярко выраженной субъективностью в воспроизведении событий. При построении модели анализа, отнесенного к военной мемуаристике, нами учитывается категория жанра. При этом основополагающим можно считать определение жанра, предложенное Н. Л. Лейдерманом: «…жанр — это исторически сложившийся тип устойчивой структуры произведения, организующий все его компоненты в систему, порождающую целостный образ — художественный мир, который выражает определенную эстетическую концепцию действительности».

Исследователь Е. Г. Местергази относит мемуары военного времени к «чистым жанрам»[Местергази] При этом первичный чистый жанр классифицируется по следующим критериям: в тексте доминирует прямое авторское высказывание; позиция рассказчика соответствует позиции автора; анализ действительности соотносим с художественным образом этой действительности; в произведении присутствуют субъективность, интертекстуальность, употребление невымышленных имен. «Художественная правда» опирается на достоверность факта, при этом факт имеет эстетическое значение. В этой связи целесообразно говорить о правде факта и специфике художественной образности. Н. Л. Лейдерман в статье «K вопросу о художественности в документальном повествовании» говорит об эстетическом эффекте, подчеркивая, что мемуары становятся носителем элементов эстетического содержания. Основными способами и факторами эстетического воздействия, по мнению исследователя, является факт, вызывающий в читателе конкретные чувственные представления; образы, ведущие к оцениванию деталей, фактов в целом; вследствие наличия голоса повествователя – очевидца самого события эффект воздействия усиливается, что приводит к нравственному и эмоциональному переосмыслению происходящего читателем. Создающийся образ мемуариста, соотношения в воспоминаниях документального и художественного компонентов специфика образности мемуарного повествования определяет, прежде всего, характер интерпретации мемуаров как явлений литературы. Что доказывает необходимость подхода к мемуарам как к литературоведческому источнику [Тарасова].

4. Особенности военных мемуаров Жукова как литературного феномена

Литературные приметы книги «Воспоминания и размышления» Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, по нашему мнению, проявляются в таких особенностях, как исторические обобщения, своеобразный сюжет и конфликт, наличие авторского патриотизма, хронотопа войны, обращения к потомкам, возвращения к прошлому, опоры на документальные источники.

4.1. Исторические обобщения

Историческое обобщение [Социологический словарь] - обобщение исторического прошлого, которое может быть или не быть истинным.

По нашему мнению, военные мемуары Жукова богаты историческими обобщениями, которые можно отнести к личным (субъективным) размышлениям. Это подтвержает, что мемуары полководца – литературное призведение. Подтвердим вышесказанное примерами из текста.

Например, в главе второй «Служба солдатская», содержится историческое обобщение о русской армии, которое переходит в сравнительный анализ старой царской армии и красной армии («Что было наиболее характерным для старой царской армии? Прежде всего, отсутствие общности и единства между солдатской массой и офицерским составом… Офицеры и генералы, не имевшие никакой близости с солдатской массой, не знавшие, чем живет и дышит солдат, были чужды солдату»).

Глава «Заключение» «Воспоминаний и размышлений» Г. К. Жукова практичеки полностью представляет собой историческое обобщение о значении войны для судеб русского народа. («… я убежден: время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну… Наша победа в войне с фашизмом, говоря возвышенным языком, – звездный час в жизни советского народа. В те годы мы еще больше закалились и скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом нашей Родины»

4.2. Сюжет и конфликт

В сюжете мемуаров Жукова находят свое применение описательные, конкретно - повествовательные эпизоды. Все эпизоды объединяются логической нитью рассказывания о военных буднях и коллизиях, участники которых стремятся побороть суровость судьбы. Автор часто ведет беседу «с собой», отвечая на поставленные собой вопросы, которые, как правило, связаны с поступками и помыслами, действиями противоположной стороны. Конфликт представляет собой противоборство сторон, в котором задействуются целые города и страны и которое доходит до неимоверной жестокости со стороны фашизма. Весь конфликт протекает на относительно большом промежутке времени, с использованием сложной композиции.

Мемуары Жукова важны для понимания следующих моментов: биографии самого Маршала (ценные сведения о детстве, юности, службе и пр., его личности (анализы, оценки и суждения автора много рассказывают о его мировоззрении, хода военных операций и некоторых «закулисных» сторонах решений (после тщательной сверки с достоверными фактами и источниками, образа различных исторических личностей, например, И. В. Сталина или А. М. Василевского (глазами Маршала, духа и образа эпохи, в которой жил Жуков (стандартизированные суждения о партии и правительстве и пр.).

4.3. Авторский патриотизм

Патриотизм как чувство любви к своему Отечеству и нравственная основа долга личности перед своим народом в России закреплялся и утверждался не одно столетие.

Жуков отмечал, что морально-политические и общественно-идеологические компоненты сознания народов СССР содержали убежденность в справедливом характере Отечественной войны и необходимости идти на жертвы во имя независимости Отечества, твердую уверенность в победе и ненависть к захватчикам, идеи о патриотизме, мужестве, моральной стойкости.

Одной из самых главных мыслей в мемуарах Г. К. Жукова является мысль о важности вклада каждого в Победу. Автор не только излагает глобальные в своей значимости события (действия армий и девизий, но и упоминает фамилии лейтенатов, сержантов, солдат.

Например, в главе семнадцатой «Разгром фашистских войск на Курской дуге» автор рассказывает об ожесточённом бое в районе Полевого. Эту высоту до прихода частей дивизии удерживали семь человек. «За мужество и проявленный героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту В. П. Петрищеву, младшему лейтенанту В. В. Женченко, старшему сержанту Г. П. Поликанову и сержанту В. Е. Бреусову было присвоено звание Героя Советского Союза. Остальные были награждены орденами», - пишет Г. К. Жуков.

4.4. Хронотоп войны

Уровень организации произведения как художественного целого характеризуется тем, что сюжет мемуаров динамичен. Это не в последнюю очередь определяется хронотопом войны, изображающим подневный, а то и почасовой её ход. Время и пространство в мемуарах создают единое художественое событие: ход Великой Отечественной войны.

Как отмечает исследователь Л. К. Оляндэр, проявлением художественности в мемуарах является то, что «за строгой, почти протокольной фактурой материала, за размышлениями о конкретной фигуре человека встает нечто, которое приблизительно может быть определено как образ времени, данный в мироощущении. Точнее: в результате прочтения рождается новое мироощущение» [Оляндер].

Динамичность обстоятельств создаётся с помощью хронотопа: действие протекает во время большого временного промежутка на большом пространстве, которое конкретно и исторично.

Субъектная организация мира художественного произведения стремится к определению и установке на определенное видение мира, при этом задействуются время и пространство. Пространственно - временная организация, или хронотоп представлен в исследуемом произведении следующим образом: время в хронотопе имеет ретроспективное начало, мемуарист вне хронотопа, по словам М. М. Бахтина, он находится к нему «по касательной». Хронотоп в военной мемуарной литературе обусловлен перспективно - ретроспективным видением повествователя.

Вот лишь один из фрагментов воспоминаний, в котором хронотоп создаёт динамику происходящего: «23 июля начали наступление войска 28-й армейской группы из района Рославля, а 24 и 25 июля – из района Белый–Ярцево, обходя Смоленск с севера и юга, начали наступление войска 16-й и 20-й армий. Противник сразу же подтянул в район Смоленска дополнительные силы и пытался здесь разгромить окруженные войска 16-й и 20-й армий Западного фронта. Сражение носило крайне ожесточенный характер…

30 июля гитлеровское командование отдало приказ группе армий «Центр» перейти к обороне. Советские войска закрепились на рубеже Великие Луки–Ярцево–Кричев–Жлобин» (Глава десятая «Начало войны»)

4.5. Обращение к потомкам

В главе шестой «3-й и 6-й конные корпуса Белорусского военного округа» Г. К. Жуков, анализируя темпы роста довоенной промышленности, призывает молодёжь с уважением относится к достижениям их отцов и дедов. Он пишет: «Когда сегодня говоришь на подобные темы с молодыми людьми, незаметно, чтобы эти цифры и данные их особенно волновали. Я далек от стремления читать мораль, сетовать на нынешнюю молодежь хотя бы потому, что это сегодня слишком уж модно.

Хочу лишь сказать одно: пусть, за давностью времен, уже не сердцем, как мы, а только разумом молодое поколение поймет, что темпы довоенного развития были одним из ярких свидетельств прогрессивности нашего строя, что к этим временам еще много раз будут возвращаться историки, социологи, философы, публицисты, с тем, чтобы описать и изучить секреты, пружины столь стремительного движения вперед новой общественной формации»

4.6. Возвращение к прошлому

Главная черта военных мемуаров как литературного жанра – установка на воспоминание, что, например, подкрепляется употреблением (особенно в начале текста) слов-сигналов, относящихся к семантическому полю темы “память”: как-то раз, однажды и др. Память не только отражает пережитое, но и помогает автору при отборе событий. Со временем одни впечатления уступают место другим, в “результате чего в сознании мемуариста возникает некоторый образ прошлого. Именно память помогает корректировке изображаемого, придавая воссоздаваемой картине иллюзию объективности”. Появляются обороты – “всё живо в памяти”, “я помню”, “до сих пор помню”. Одним из основных признаков мемуаров является мемориальность, автор в первую очередь стремится сохранить в памяти прошлое, проанализировать его. Так, в главе девятой «Накануне Великой Отечественной войны» Г. К. Жуков пишет: «Вновь проследив мысленным взором ход строительства Советских Вооруженных Сил начиная со времен гражданской войны, должен сказать, что в основном и здесь мы шли верным путем…

Конечно, если бы можно было заново пройти весь этот путь, кое от чего следовало бы отказаться и кое-что поправить. Но я не могу назвать какое-либо большое, принципиальное направление в строительстве наших вооруженных сил, которое стоило бы перечеркнуть, выбросить за борт, отменить. Период же с 1939 до середины 1941 года характеризовался в целом такими преобразованиями, которые дали Советской стране блестящую армию и подготовили ее к обороне».

Возвращение к прошлому является не только неким ритуальным действием, данью памяти, но также и проявлением неодолимого действия подсознательных сил. Желание фактически оказатися в местах, связанных с войной, присутствует много лет, но его трудно осуществить на практике.

Так, Г. К. Жуков в книге “Воспоминания и размышления” повествует о своём стремлении посетить места, где он в 1941 году руководил войсками Западного фронта при обороне столицы и разгроме немецких войск под Москвой. На месте сожжённой фашистами деревни, где располагался штаб Западного фронта, построен город Обнинск, местные власти которого пригласили маршала посетить памятное место.

Перспективы исследования в данной области могут быть связаны с исследованием языковых особенностей мемуаров Жукова.

Книга Г. К. Жукова – одна из тех, которые учат подрастающее поколение преданности Родине, самоотверженности при выполнении патриотического и воинского долга и призывают не жалеть своих сил ради ее свободы и независимости.

Литература

1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. –М. : Олма-Пресс, 2002.

2. Лейдерман, Н. Л. Испытание памятью: новые тенденции в современной военной прозе // Урал. – 1970. – № 6.

3. Лейдерман Н. Л. Книги отечественного завета. – М. : Просвещение, 1980.

4. Местергази, Е. Г. Документальное начало в литературе XX века: моногр. / Е. Г. Местергази. – М. : Флинта: Наука, 2006.

5. Оляндэр Л. К. Документально-художественная проза о Великой Отечественной войне: история развития и поэтика документальных жанров: дис. … д-ра филол. наук / Л. К. Оляндэр. –Луцк, 1992.

6. Рожкова Н. Е. Момент достоверности: военные мемуары как история и как литература / Режим доступа: http://maxpark.com/community/14/content/2044223

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине».Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Коллективная работа по технике безопасности по мотивам прослушанного литературного произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»Коллективная работа по технике безопасности по мотивам прослушанного литературного произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом» В период летних отпусков детский сад все же остается местом, образовательная деятельность в котором, в любых ее проявлениях, не прерывается.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Анализ военных мемуаров Жукова как литературного феномена»
Опубликовано: 7 марта 2022 в 22:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Анализ военных мемуаров Жукова как литературного феномена»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Малькович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД