Получи документы

ТРИЗ — технология развития творческого мышления

Светлана Насибуллина
ТРИЗ — технология развития творческого мышления

Интерактивная технология ТРИЗ

Технология ТРИЗ — технология развития творческого мышления.

Один из методов ТРИЗа - мозговой штурм.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.

Публикация «ТРИЗ — технология развития творческого мышления» размещена в разделах

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях и в игровой деятельности.

Основная цель «Мозгового штурма» - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения.

Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности педагога с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:

собрать информацию по теме обсуждения;

разработать цепочку вопросов к детям;

Этапы «мозгового штурма»

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Порядок проведения мозгового штурма с дошкольниками.

Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения. Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты». Во время деятельного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Педагог фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют.

Примерные вопросы к детям при обсуждении:

Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если? Какие условия отбора?

В ходе рефлексии на заключительном этапе педагог даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности.

Например, задача: вам надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть?

Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи.

Решения:

- Добавить холодную воду, заварку или молоко.

- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Темы мозгового штурма для детей.

Для детей 3-4 лет – по хорошо известным сказкам

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

-Как спасти колобка от лисы?

-Как зайке не намокнуть под дождем?

-Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?

Для детей 4-5 лет - из ближайшего бытового окружения

-Как мышкам достать сыр из-под носа кота?

-Нужно украсить группу, а украшения пропали. Что делать?

-Как уберечь продукты от мышей?

- С собачкой надо гулять зимой, но у нее очень короткая шерсть.

Для детей 5-7 лет - с элементами фантазии.

-Как сохранить кусочек зимы летом?

-Каким образом устроить птицеферму на дне океана?

-Как выбраться из комнаты, если тебя закрыли?

- Чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Игра для развития быстроты мышления «Геометрическое лото»Игра для развития быстроты мышления «Геометрическое лото» Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счёте фигур в не зависимости от цвета и формы. Воспитывать способность.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ — технология развития творческого мышления
Опубликовано: 29 мая 2022 в 15:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ — технология развития творческого мышления» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Насибуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД