Папки-передвижки

Интегрированное занятие «Веселый городец» для детей старшей группы детского сада

Наталья Хохликова
Интегрированное занятие «Веселый городец» для детей старшей группы детского сада

План — конспект 1-й половины дня.

1. Прием детей.

Прибывшим детям предлагаю рассмотреть выставку иллюстраций изделий городецких мастеров (настенные декоративные панно, солонки, разделочные доски, фотоиллюстрации.

2. Индивидуальная работа.

Потренирую Давида и Лизу У. в рисовании фигур круглой и овальной формы.

3. Игры.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки»

Публикация «Интегрированное занятие „Веселый городец“ для детей старшей группы детского сада» размещена в разделах

Ход игры.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки (разрезанные на 4 – 8 частей) с изображением знакомых предметов (городецкие солонки, разделочные доски, настенные панно, тарелки и т. д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.

Игра малой подвижности: «Краски».

Ход игры.

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет (цвет краски должен соответствовать палитре городецкой росписи) и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

3. Завтрак.

4. Подготовка к занятиям.

Назначаю дежурных перед занятиями. Подготовить столы к рисованию (раздать салфетки, краски, бумагу, кисти и баночки с водой).

5. Непосредственно – образовательная деятельность.

ОО «Познание ФЦКМ» с интеграцией в ОО «Художественное творчество».

Тема: «Веселый городец», занятие по рисованию тема : «Роспись доски городецким узором».

Задачи: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле.

Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов, продолжать знакомить детей с характером городецкой росписи — ее колоритом, составными элементами, располагать узор симметрично, развивать чувство ритма, чувство композиции.

Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

Ход занятия.

(Рассказываю детям историю, показываю иллюстрации по теме).

Сегодня мы продолжаем знакомиться с городецким промыслом. Название его пошло от имени города Городец — маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки - берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб — явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце ста ли делать донца — доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.

Характерная особенность городецкого промысла — исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для Городецких изделий, как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народ ной жизни. Городецкие мастера изготовляют утилитарные изделия (детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения) и предметы декоративного характера. Ассортимент мебели представлен уютными и нарядными детскими столиками, стульчиками, скамеечками, диванчиками, шкафчиками. Из бытовых вещей на фабрике вырабатывают вешалки для одежды, полотенец, кухонные разделочные доски, тарелки, чаши, поставцы. Это новое в ассортименте городецких изделий. Из игрушек большое место занимают качалки: «Конь-качалка», «Кресло-качалка», сундучки, скамеечки. Декоративные изделия городецких мастеров представлены различными расписными панно.

В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представ лены на нашей выставке.

Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.

(Перехожу ко второй части занятия).

Тема: «Роспись доски городецким узором»

Программные задачи:

1. Учить детей рисовать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте досок.

2. Закрепить умение детей рисовать цветок - купавку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

Материалы:

Три образца досок с разной композицией узоров; элементы городецкой росписи на магнитах; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа: рассказ о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства, прорисовка отдельных элементов городецкой росписи.

Словарная работа: розан, купавка, бутон, оживка, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.

Ход занятия:

Городецкая роспись –

Как ее нам не знать …

Здесь такие узоры,

Что ни в сказке сказать.

Здесь такие сюжеты –

Ни пером описать.

Городецкая роспись –

Как ее нам не знать!

- Ребята, сегодня мы с вами побудем в роли городецких мастеров и попробуем с самостоятельно украсить доски городецким узором.

Звучит народная мелодия. На столе стоит сундучок.

- Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. «Для ребят старшей группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят

И точки чёрно - белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

- Правильно (достаю три доски расписанные (разные композицией узоров, а одну без узоров)

- Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).

- Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами.

Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. Для этого я буду загадывать загадки.

Словно чудо тут и там распускается… (розан).

Она круглая, как чашка, а зовут её (ромашка).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она (купавка).

Он не броский, круглый он - нераскрывшийся (бутон).

- Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветов? ( Дети: конь, птица, петух). -- Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.

- На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок - розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

Воспитатель :А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, белый, зеленый). А для оживок, какой цвет возьмёте? (белый).

- Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти).

Вешаю образец на доску.

- Дети, теперь можно приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, напоминаю о правильной технике декоративного рисования, обращаю внимание на композиционное решение, помогаю в выборе и расположении элементов.

В конце занятия предлагаю детям выставить работы, обязательно обращаю внимание детей на то, что наиболее удачными узоры получились у тех детей, которые не спешили и делали все аккуратно.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

- Ребята вы отлично поработали. Скажите, чем мы сегодня занимались?

Дети: - Расписывали разделочные доски.

- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Дети: С городецкой росписью.

- Какие элементы городецкой росписи мы теперь знаем?

Дети: Розан, купавка, листья.

- На каких изделиях выполняется роспись?

Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

- Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Ответы детей.

Прогулка.

1. Наблюдение.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с городецкой росписью. А напомните мне какие элементы есть в городецком узоре? (Розан, купавка, листья).

А вы знаете, что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? - Каждое изображение - это передача природы окружающая человека, давайте с вами попробуем изобразить на песке некоторые элементы городецкой росписи.

Дети рисуют на песке палочками розан, ромашку, листья купавку и др.

2. Игры

Подвижная игра: русская народная игра «Ловишки в кругу».

Правила

1. Ловишка во время игры не должен перебегать через палку и выбегать за круг. Другие играющие перебегают через палку. Длина палки должна быть меньше диаметра круга.

2. Вставать ногами на палку нельзя.

Хороводная игра «Пузырь»

Дети берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

Вместе произносят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Публикации по теме:

Занятие с компьютерной презентацией «Насекомые» для детей старшей группы детского сада Компьютерная презентация «Насекомые» Программные задачи: расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; развивать.

«Экскурсия по городу». Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы детского сада Тема: Экскурсия по городу Норильск. Задачи: 1. Расширять представление детей о понятии город, улица. 2. Активизировать и обогащать словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Веселый городец» для детей старшей группы детского сада
Опубликовано: 3 июня 2015 в 19:06
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие «Веселый городец» для детей старшей группы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хохликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД