Лучший педагог года

Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста «Музей русского народного декоративно-прикладного искусства»

ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА Пащенко
Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста «Музей русского народного декоративно-прикладного искусства»

Тема: Музей русского народного декоративно-прикладного искусства.

Программное содержание:

Познакомить детей с народной игрушкой Вятки: Каргопольские, Филимоновские и Дымковские игрушки. Обратить внимание на Вятские узоры. Рассказать про старинный обычай «свистопляски». Рассмотреть Вятскиесвистульки, дымковских барышень, отметить, что они сделаны из глины и украшены затейливыми узорами. Продолжать знакомить детей с Городецкой росписью: с историей возникновения росписи, с элементами росписи, цветом. Отметить, что в Городецкой росписи присутствуют как гирлянды цветов так и изображения животных, птиц. Учить детей различать элементы росписи: бутоны, листья, розаны, купавки, ромашки. Показать способ рисования ромашки способом примакивания. Дополнять узор линиями белого цвета. Вызывать желание украсить изделие (поднос) своими руками городецким узором: ромашки, листья. Закреплять технические навыки рисования красками и кистью. Прививать любовь к художественному творчеству, к прекрасному. Развивать чувство цвета, воображение, мелкую моторику.

Публикация «Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста „Музей русского народного декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах

Предшествующая работа: любовались, выставленными на «Полочке красоты», изделиями народно- прикладного искусства. Учились рисовать способом примакивания.

Ход занятия:

Обратить внимание детей на матрёшек: – Дети, посмотрите, какие красивые матрёшки. Они встали в хоровод. А вы хотите с ними потанцевать? Тогда давайте встанем в хоровод и превратимся в матрёшек.

Хоровод «Мы матрёшки».

– Эти матрёшки пришли к нам из «Музея народного декоративно-прикладного искусства». В этом музее собраны экспонаты, которые сделали и расписали мастера из народа. Так русские люди хотели сделать, чтобы их окружали жизнерадостные и красивые вещи: игрушки, посуда, мебель. Хотите вы посетить этот удивительный музей? В музее надо только смотреть и слушать, а трогать руками экспонаты нельзя. (Дети идут в музей и садятся на стульчики)

– Мы с вами в музее. Посмотрите, какие красивые вещи здесь собраны. Я хочу познакомить вас с одним уголком России – это Вятка. В разных деревнях Вятского края издревле народные мастера изготовляли различные игрушки из глины и получали своё название по названию слободы

– Вот на плакате Каргопольские игрушки, которые были сделаны в далёкие времена. Они угловаты по форме и приглушены в цвете. Здесь любят чёрный, зелёный, сиреневый, бурый цвета; штриховку из тонких линий. (Показ указкой на плакате). Вот лиловый медведь запрокинул голову и осушает бутылку. Нарядный бородач восседает на крошечном кресле, растягивая гармонь. Давайте и мы с вами поиграем на гармошке (физминутка «Игра на гармошке» под песенку крокодила Гены) – А сейчас послушайте и отгадайте загадку: Что за глиняная птичка? Птичка, птичка невеличка. Если мы подуем в хвостик… Позовёт она нас в гости (свистулька).

– С древних времён на Вятке изготавливают очень весёлую игрушку – это свистулька. Посмотрите, вот они свистульки (показ). Вам нравятся? Посмотрите, как искусно сделаны перья на шейке этой птички, крылья, головка… Какие цвета присутствуют в узоре, украшающем свистульку? (синий, белый, красный, чёрный). Посмотрите теперь на свистульки, которые сделаны в слободе Филимоново. У Филимоновских игрушек, также как и у Каргопольских, роспись состоит из пересекающихся и крестообразных полос. Чем-то они похожи. Свистульки могут быть не только в образе птички, вот свистулька-козлик (рассматривание, беседа). – Посмотрите на игрушки, которые тоже делают недалеко от Вятки в слободе Дымково. С глубокой старины в Вятской стороне сохранился праздничный обычай «Свистопляски». В этот день толпы жителей, накупив глиняных свистулек, неистоводули в них, кидали их с обрыва, как полагают, в память о каких-то легендарныхсобытиях или чудесах. А это дымковские барышни, они выглядят очень жизнерадостными и полными сил. Такие красочные игрушки рождаются в тёмном комке глины. Ловкие пальцы мнут и катают его, прилепляя, где надо колбаски и полоски. Высохшие и обожженные в печах изделия окунают в белила, разведённые в молоке и дальше начинается «праздник цвета» - роспись! (Предложить перейти к другой полочке музея)

– А сейчас я хочу познакомить вас с изделиями Городецких мастеров. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие в заволжских деревнях по реке Узоле близ города Городец. Большинство окрестных жителей с давних времён слыли искусными ремесленниками, много среди них было мастеров по дереву: резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Из дерева делали всё, от детских игрушек, до различной деревянной утвари: прялки, веретёна, пряничные доски, мебель. Украшены они были на редкость живописно. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки (показать на росписи розаны, купавки, ромашки, листья, бутоны). Роспись всегда получалась какой-то удивительно лёгкой и прозрачной. Другой важной отличительной чертой Городецкой росписи можно считать её сюжетность. Посмотрите, каких птиц и животных они рисовали. Вот кони очень грациозные и лёгкие. А кто нарисован на этой тарелке? (петушок). А на этой – городецкий фазан. Хочу показать вам птиц волшебного сада, которых рисуют городецкие мастера (показ иллюстраций или изделий с изображением городецких птиц). Раньше живопись в Городце выполнялась минеральными или натуральными красками, растёртыми на яичном желтке. В наши дни мастера перешли на масляные краски, которые отличаются отсамодельной большей яркостью и силой цвета. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это - декоративное панно, ларцы, шкатулки, шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

– А вы хотели бы на какое-то время стать городецкими мастерами? Я покажу вам, как нарисовать элемент городецкого узора - ромашку. Какой формы ромашка? Сколько у неё лепестков? Какого цвета лепестки? Ромашка может быть и синего, и красного цвета на узорах. Вот круги розового и голубого цвета, на них мы и будем рисовать ромашки. Посмотрите с чего надо начинать рисовать ромашку (показ рисования лепестков цветка способом примакивания: верхний, нижний лепесток, потом слева, справа и между ними по одному или по два лепестка). Потом надо подождать, чтобы краска подсохла, в это время надо хорошо промыть кисточку, осушить её о салфетку (проверить, чистая ли). Набрать белой краски и украсить середину цветка. Чем украшена середина? (точками, спиралью. Показ способа рисования концом кисти.) Потом надо опять хорошо промыть кисть, осушить о салфетку и положить на подставку. Свои ромашки мы аккуратно приклеим на этот поднос, украшенный листьями в стиле Городецкой росписи. Дети выбирают голубой или розовый кружок и рисуют, соответственно синюю или красную ромашку. По окончанию работы украшают разнос своими работами, помогаю правильно расположить цветы между листьями на разносе, приклеивая клеевым карандашом. В конце занятия предлагаю полюбоваться украшенным разносом, благодарю детей за работу и надо вызвать желание детей подарить разнос музею. Дарим.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство художественного развития ребенка Мое направление в работе это тема "Русское народное творчество". Сейчас у меня подготовительная группа. Как известно, в этом возрасте дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством В презентации представлен опыт работы нашего детского сада. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста «Музей русского народного декоративно-прикладного искусства»
Опубликовано: 16 января 2014 в 11:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста «Музей русского народного декоративно-прикладного искусства»» (включая файлы) размещена пользователем ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА Пащенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД