МААМ-картинки

Инклюзивное образование в ДОО

Татьяна Гаврилина
Инклюзивное образование в ДОО

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ О НЕОБХОДИМОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА.

Актуальность проблемы.  В современном социуме в связи с большим количеством неблагоприятных воздействий на матерей и детей, таких как некачественные продукты питания, высокая стрессовая нагрузка, слабое соматическое здоровье и др., отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с этим встает вопрос о максимально качественном обучении таких детей, а также об их социализации. Если обучение может проводиться в условиях специализированного учреждения или даже домашнего обучения, то для оптимального процесса социализации необходимо общество сверстников, в котором ребенок будет осваивать способы взаимодействия, учиться коммуникативным приемам, осваивать умение адекватно выражать свои эмоции, учитывать не только свои интересы, но и интересы окружающих, осваивать определенные социальные роли и т. д. Решить данную проблему призвана такая форма образования, как инклюзивное обучение.

Публикация «Инклюзивное образование в ДОО» размещена в разделах

Инклюзивное обучение предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их здоровых сверстников. Для большего успеха в вопросе инклюзивного обучения стоит обратить особое внимание на всех участников образовательного процесса, в частности на родителей дошкольников, а также на их готовность к внедрению инклюзивного образования. Ведь о преимуществах и достоинствах инклюзивного образования в последнее время говориться очень много, но мы обходим стороной достаточно серьезный фактор, сильно влияющий на само осуществление инклюзивного образования-отношение самих родителей к данному инновационному процессу. В данной работе мы задались целью изучить отношение родителей к инклюзивному образованию. Ведь осуществление инклюзивного образования очень долгий и сложный процесс, и для успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения нужны усилия всех участников образовательного процесса.

Цель исследования: изучить отношение родителей детей дошкольного возраста к инклюзивному образованию.

Объект исследования: инклюзивное образование.

Предмет исследования: готовность родителей детей дошкольного возраста к внедрению инклюзивного образования.

Задачи исследования:

.Проанализировать понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья», «особые образовательные потребности»;

.Рассмотреть общие принципы и основания реализации инклюзивного образования;

.Выявить отношение родителей к инклюзивному образованию;

.Определить степень психологической готовности родителей к реализации инклюзивного образования в ДОО.

Особенности развития ребёнка могут быть связаны с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с тем, что по каким- либо причинам ребёнок длительно не посещал детский сад. Всё это может препятствовать освоению общей образовательной программы без специальных условий обучения и воспитания, которые заключаются в индивидуальном подходе к каждому такому ребёнку.

Таким образом, включение в обучение в общеобразовательных учреждениях может осуществляется для детей с:

- нарушением зрения, слуха,

- ЗПР,

- нарушением опорно-двигательного аппарата,

- тяжелыми нарушениями речи,

- СДВГ, нарушением эмоционально-волевой сферы, аутизмом.

Вся информация об актуальном уровне развития ребёнка становится предметом обсуждения на психолого-педагогической комиссии детского сада, где и принимается решение об обучении.

Для успешного осуществления инклюзивного образования стоит обратить внимание не только на образовательные программы, ребенка, педагогов, но и на родителей как участников образовательного процесса, и выявить их отношение к инклюзивному обучению как родителей нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ.

Наше исследование осуществлялось на базе:ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Лукоморье».

Исследование проводилось путем анкетирования родителей детей дошкольного возраста, в том числе, родителей детей с ОВЗ. Для проведения исследования была разработана анкета, в которую были включены 12 вопросов,  адресуемых родителям.  Характер вопросов направлен на выявление мнения родителей об инклюзивном образовании.

Анкета для родителей

о реализации инклюзивного образования

в общеобразовательной организации

1. Как вы понимаете, что такое «инклюзивное образование»?

___

2. Как вы считаете, каким образом может быть решена проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к жизни в обществе?

а)  необходимо воспитывать их отдельно от других детей;

б) такие дети должны расти и развиваться вместе со здоровыми детьми;

в) затрудняюсь ответить;

г) другое ___

3. Готовы ли Вы признать детей с ОВЗ как равноправных членов общества?

а) затрудняюсь ответить б) полностью не согласен

в) частично согласен г) полностью не согласен

4. Какие способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ вы считаете допустимыми?

а) близкая дружба;

б) совместные игры во дворе, на улице;

в) совместное общение после занятий в кружках, секциях;

г) совместное воспитание в одной группе детского сада;

д) случайное общение на улице;

е) другое___

5. Считаете ли Вы возможным внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения?

а) да б) нет г) не знаю

6. На каких условиях такое обучение будет возможным?

а) сокращение числа воспитанников в группах

б) увеличение количества педагогов, работающих в ДОУ

в) дополнительное финансирование образовательных учреждений

г) разработка специальных образовательных программ сопровождения ребенка

д) дополнительная подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ

е) подготовка общественного мнения к интеграции детей с ОВЗ

з) држугие условия___

___

7. На какие преимущества могут рассчитывать воспитанники ДОО в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ?

а) дети станут добрее

б) научатся помогать другим

в) научатся быть терпимыми

г) получат опыт сочувствия, сострадания

д) это сблизит педагогов и детей

е) расширит представления детей о жизни

ж) нет положительных моментов

з) другое___

8. Какие отрицательные моменты для воспитанников могут возникнуть в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ?

а) снижение у детей интереса к занятиям познавательного цикла

б) снижение успеваемости и темпа развития

в) возникновение конфликтов в детском коллективе

г) нет отрицательных моментов

д) другое___

9. На какие преимущества могут рассчитывать ребенок с ОВЗ и его родители в случае совместного развития, обучения и воспитания в общеобразовательных группах?

а) ребенок с ОВЗ с детских лет научится взаимодействовать с другими людьми

б) сможет получить дополнительную поддержку со стороны сверстников

в) будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне с другими детьми

г) общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет адекватно развиваться

д) у него появится больше возможностей проявить свои способности в различных видах деятельности, общения

е) нет положительных моментов

ж) другое___

10. Как вы считаете, какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в образовательных организациях, где совместно обучаются и воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ?

а) они должны любить детей и быть терпимыми

б) необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ

в) нужны навыки оказания поддержки, предотвращения конфликтов

г) затрудняюсь ответить

д) другое___

11. Какие факторы могут помешать инклюзивному образованию?

а) нежелание ребенка быть среди здоровых сверстников

б) состояние окружающей среды

в) квалификация /отсутствие квалификации педагогов

12. Какая информация по инклюзивному образованию может быть интересна для вас?

а) о влиянии этого процесса на детей с типичным развитием

б) опыт внедрения инклюзивного образования в России

в) опыт внедрения инклюзивного образования в мире

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное образование в ДОО
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 10:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаврилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД