МААМ-картинки

Инклюзивная образовательная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения

Татьяна Брыкина
Инклюзивная образовательная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения

ФГОС даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ особенно! С его помощью они учатся общаться с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. В последнее время увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому внедрение таких детей в общеобразовательный процесс становится наиболее актуальным. Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует комплексных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Публикация «Инклюзивная образовательная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

«Инклюзия» означает включение.

Инклюзивное образование — это такой процесс образования и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от физических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в одних и тех же образовательных учреждениях, которые учитывают их ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Данная система образования является инновационной, так как подразумевает равноправное принятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребёнка, где каждый ребенок с особыми образовательными потребностями социально адаптируется, интеллектуально развивается и становится полноценным членом общества, то есть данная система является гибкой, так как учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

При дошкольном образовательном учреждении могут быть организованы специальные группы для детей с особыми образовательными потребностями. Хотя для них обучение ведётся отдельно, но тем не менее дети с ОВЗ полноценно включены в общественную жизнь детского сада. А также в состав общеобразовательных групп могут быть включены несколько детей с ОВЗ. Данный вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей с ОВЗ. Наполняемость детей с ОВЗ в таких группах 2–3 ребёнка, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Такое обучение решает проблему социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для инклюзии, поскольку именно дети-дошкольники более толерантны и относятся наравне даже к тем сверстникам, которые волею судьбы являются не такими, как все. В инклюзивном образовательном учреждении все воспитанники равны между собой и имеют равные возможности в установлении социальных связей и доступ к процессу обучения в течение дня. Все сотрудники, вовлеченные в процесс инклюзивного образования, специально обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, то есть социальную интеграцию воспитанников. Программа воспитания и обучения, процесс коррекционного развития строится в соответствии с потребностями каждого ребёнка с ОВЗ, в этом процессе важно дать ребёнку социальный и образовательный опыт со сверстниками. Для облегчения социализации дошкольников с ОВЗ используется психолого-педагогическое сопровождение. И с ребёнком с ОВЗ, и со всей группой должны работать воспитатели и психолог. Работа с окружающей социальной средой обязательна. При инклюзивном образовании ребёнок с особыми образовательными потребностями помимо основной программы получает ещё дополнительную поддержку. Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределённых по различным ресурсным сферам.

Инклюзивная образовательная среда — вид образовательной среды, обеспечивающий всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счёт адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребёнка, включая реформирование образовательного процесса, чтобы они отвечали потребностях всех без исключения детей, обеспечивали по возможности, полное участие детей в образовательном процессе. В инклюзивной развивающей среде необходимо наличие игрового материала, включающего разные уровни сложности, оборудование должно быть изготовлено из безопасных материалов; стимулирующий материал оборудования должен быть ярким, крупным, более упрощённым по сравнению с материалом для детей с условной нормой развития, прочным и безопасным, способным заинтересовать ребёнка. Индивидуализированный подход воспитанникам с ОВЗ позволяет развиваться с учётом индивидуальных возможностей и потребностей; создаются такие условия, в которых ребёнок проявляет самостоятельную активность. Данные условия способствуют стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности ребёнка с ОВЗ, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учётом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса. Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий : начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребёнка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно использовать прошлый опыт других стран, а также несомненно опираться на достижение отечественной дефектологии и коррекционного образования, а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства. Стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше вреда, чем успехов, без создания специальных условий. Будут сохраняться проблемы с кадрами, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе, поэтому необходимо постепенно вводить данную систему образования.

Литература:

Арсентьева, Н. В. Инклюзивная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения. - Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53).

Гладкова Е., Шалагинова К. Актуальные проблемы инклюзивного образования. — М., 2012. Голубева Л. В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. — М., 2011.

Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений. — 2012.

Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М, 2009.

Михальчик Е. В. Инклюзивное образование. — М., 2017.

Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. — М., 2006.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Образовательная среда для сенсорного развитияОбразовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Фотоотчёт «Образовательная среда в группе»Фотоотчёт «Образовательная среда в группе» Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я хочу познакомить вас с нашей новой группой. Переезд состоялся в середине мая 2020 года. Наши детки.

Образовательная среда группыОбразовательная среда группы Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. Развивающая образовательная среда.

Образовательная среда в старшей группе ДОУОбразовательная среда в старшей группе ДОУ Образовательная среда в старшей группе МБДОУ. (Продолжение) Цель: Поделиться опытом работы оформлением группы с коллегами Образовательная.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Автор публикации:
Инклюзивная образовательная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 28 июня 2022 в 14:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивная образовательная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Брыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД