Папки-передвижки

Игра как фактор развития диалога

Анна Терентьева
Игра как фактор развития диалога

Игра, как фактор развития диалога

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи». В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи, а многие методические пособия ориентируют педагогов на обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них.

Публикация «Игра как фактор развития диалога» размещена в разделах

Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос-ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение, выражение отношения к сообщению, побуждение (просьба, предложение, приказание, реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы.

Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:

умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения;

умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и. т. п. ;

умения придерживаться культуры диалога.

Наблюдения за нашими детьми показывают недостаточно высокий уровень развития вышеназванных диалогических умений. При наличии желания общаться имеются недостатки в использовании как инициативных, так и ответных реплик, причем наименее усвоенными являются именно ответные реплики. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях, но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников. Вот пример обмена репликами рисующих детей: «Смотри, смотри, Егор, у меня вместо машины лесенка получилась, такая, как для спортсменов, когда им медали дают». – Это у меня робот. У него пистолет. Он будет охранником». Конечно, дети слышат друг друга, обмениваются высказываниями, но тематически не связывают реплики между собой. Из-за выраженного стремления высказаться, поделиться своими мыслями, своей информацией практически никогда не соблюдалось такое правило, как поддерживание темы разговора, связывание своего высказывания с инициативной репликой собеседника, что является обязательным для истинного диалога, потому что степень сформированности диалога проявляется прежде всего в тематической взаимосвязи реплик.

Следовательно, в связи с этим особое внимание мы стали уделять работе по развитию умения использовать в общении реплики из других диалогических пар.

Кроме того, в качестве основных методов развития диалогической речи мы используем разговоры и беседы с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.

В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса: исследования педагогов доказали значимость игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей. Выдвигая перед ними содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи, необходимо использовать:

тексты литературных произведений для игр –инсценировок и режиссерских игр;

дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами;

дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалогов самими детьми.

Особую роль мы отводим художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Вот пример реплики из диалогической пары побуждение-реакция на побуждение:

- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. В них раскрывается тонкий юмор, и дети с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений.

Диалогическая пара :

Вопрос-ответ

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень.

- Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Петр что делает?

-Да на печи лежит.

Сообщение-реакция на сообщение

-Уж как сладки гусиные лапки!

- А ты едал?

-Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

Побуждение-реакция на побуждение

- Егор-Егор, укажи свой двор!

- А вот мой двор, голубой забор.

-Тит, поди молотить.

-Брюхо болит.

-Тит, поди кисель есть.

-Где моя большая ложка?

Воспроизведение литературных диалогов не только помогает нашим детям осваивать формы диалогических реплик, но и приучает выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Не менее важным в дошкольной педагогике является использование таких игр, в которых дошкольники могут сами построить реплики. Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений используются для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.

Также наши воспитанники любят вести диалог по телефону, используя игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, бабушке. Обыгрывая ситуации, мы знакомим детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.

Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют нам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое суждение, свое мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

1. формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);

2. отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод, что игра, действительно, является основным фактором развития диалога.

Публикации по теме:

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Требования к речи педагога: • правильность- соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Игра как социокультурный фактор развития Я Леонова С. Е., учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 115 ОАО «РЖД» ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Консультация для воспитателей «Декоративно-прикладное творчество как фактор развития личности детей» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №227» Консультация для воспитателей Тема: «Декоративно-прикладное творчество, как фактор развития.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования.

Педагогическая реклама для воспитателей «Экологическая сказка как фактор успешного развития экологической культуры» Я рада Вас приветствовать в этот хороший солнечный день. Меня зовут Екатерина Валерьевна и я представляю агенство «Подари природе жизнь».

План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей»План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей» План по самообразованию воспитателя тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Автор публикации:
Игра как фактор развития диалога
Опубликовано: 25 марта 2017 в 10:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как фактор развития диалога» (включая файлы) размещена пользователем Анна Терентьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД