МААМ-картинки

Формирование ЗОЖ у детей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наталья Ковылина
Формирование ЗОЖ у детей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Введение

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С. Н. Ожегов)

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Публикация «Формирование ЗОЖ у детей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди детей диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

1. Актуальность проекта

У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

• настрой на здоровый образ жизни;

• двигательную активность;

• личную гигиену;

• умеренное и сбалансированное питание;

• ритмичность жизни;

• безопасность жизни.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома. Это и определило тематику моей работы: «Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников в условиях детского дома».

2. Проблема проекта

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков не только чрезвычайно важна, но и является одной из ключевых для всей нашей страны.

Сегодня в России в целом проблема ухудшения состояния здоровья прогрессирует не только для пожилых и наследственно больных, но и для такой группы населения, как подростки.

Подростки - особый контингент населения, состояние здоровья которого является барометром социального самочувствия и уровня медицинской помощи предыдущего периода детства, а также предвестником изменений в состоянии здоровья населения в последующие годы.

Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

3. Цель проекта:

В связи с этим мною были поставлены следующая цели :

Цель: формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

4. Задачи проекта:

информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;

• выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома;

• проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни;

• проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.

5. Ожидаемые результаты проекта

Получение воспитанниками знаний о пагубности применения алкогольных напитков особенно в раннем возрасте.

Формирование негативного отношения подростков к употреблению вредных веществ.

Привитие элементов культуры рационального питания.

Привлечение подростков к массовой физической культуре и спорту.

Социальная значимость состоит в том, что проект способствует сохранению человеческого капитала, воспроизводству здорового населения и гармонизации общественных отношений.

Проект экономически целесообразен, так как требует минимальных затрат и в короткие сроки позволяет осуществлять массовое воздействие на молодежную среду.

6. Оптимальность и эффективность средств

Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:

Анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.

Проведенное анкетирование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома.

В работе использую программу «Я – Личность» (авторы-составители : Ю. Г. Коровкин, директор детского дома и А. Н. Шелкоплясов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе).

При реализации данной программы я формирую у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Получение знаний из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, формирование потребности в самопознании, стремление к здоровому и безопасному образу жизни.

При организации и проведении занятий привлекаю специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, инспектора ПДН.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, презентации, технических средств: телевизор, DVD, компьютер.

7. Практическая часть проекта

Предлагаемые формы и методы работы :

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Формы работы : беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

К работе по профилактике эмоциональных напряжений, а следовательно, и подготовке детей к формированию у них основ здорового образа жизни решается через игровые упражнения: театрализованная игра, психогимнастика.

Мною были проведены беседы: «Профилактика ОРВИ, гриппа (закаливание, иммунизация иммунитета естественным путём, особенности профилактики простудных заболеваний летом и в холодное время года», «Мифы и, правда об алкоголизме», «Курение или здоровье, выбирай сам», «Продукты и их виды», тренинг «Умей сказать нет!», игровая программа «Мой весёлый, звонкий мяч» и мн. др.

В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта. От того, как педагог организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Каждое утро начинается с утренней гимнастики, на которой я знакомлю детей с подвижными играми и упражнениями.

Эмоционально стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день.

Необходимо так же следить за соблюдением светового режима, правильной посадкой, соблюдением рационального режима дня, сочетанием труда отдыха, наличием прогулок на свежем воздухе, правильным питанием, полоскание рта после приема пищи.

В своей работе провожу диагностику, коррекцию и прогнозирование характера и уровня развития ребёнка (личностного, социально-психологического в сочетании с данными медицинских работников о здоровье детей).

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома, потребности в здоровом образе жизни, можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Привитие культурно гигиенических навыков

Для достижения эффективности формирования культурно- гигиенических навыков используются дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно- ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

Приучаем ребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, своё полотенце. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Необходимое обучение организовываю не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на приятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и, что вредно для организма.

Особое внимание необходимо обращать на значимость для организма детей сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей.

Поэтому особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур, закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.

Эффективными методами, дополняющим закаливание, являются мытьё рук прохладной водой (доходя до локтей).

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения.

Профилактика зрения. После занятий, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями.

4. Формирование потребности в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычке к здоровому образу жизни являемся мы, воспитатели.

8. Результативность опыта

Целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни дала положительные результаты. Дети стали физически лучше подготовлены, эмоционально раскованны, основная часть детей, осознанно относится к своему здоровью: ответственно соблюдает режим дня, в совершенстве владеют правилами личной гигиены, закаливания и различными формами двигательной активности. Снизилась заболеваемость в группе, и повысился уровень здоровья детей.

9. Заключение

ЗОЖ является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома, стоит больших стараний и усилий: фантазируйте, показывайте пример, больше общайтесь и проводите время вместе с детьми, а самое главное любите, и уважайте в своих воспитанниках свободу личности и тогда всё у вас получится.

Растить здоровых, полноценных детей – основная цель, к которой я стремлюсь.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243370-11 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя.

Подопечные столичных центров для детей-сирот приняли участие в экологической акции 2243370-11 Ребята из центров содействия семейному воспитанию и московских особых семейных центров второй год подряд принимают участие.

Подвижные игры в домашних условиях в период самоизоляции для детей 5–7 лет и родителей Всех приветствую на своей страничке! Все мы, и взрослые, и дети в данный период самоизоляции вынуждены находиться дома, т. е. в ограниченном.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?»Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?» Перед многими родителями первое время в самом начале этой непривычной для всех ситуации – режим самоизоляции, стоял вопрос, а чем же.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Видео. «Мы Вас ждём!» для детей и родителей в условиях самоизоляции Это видео посвящается в поддержку всем педагогам, родителям и детям, находящимся в самоизоляции по коронавирусной инфекции COVID-19. Спасибо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ЗОЖ у детей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 09:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование ЗОЖ у детей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ковылина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД