Получи документы

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода»

Наталья Сазанова
Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода»

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира - от этого в

решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта:

Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Публикация «Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры „Волшебница — Вода“» размещена в разделах

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Исходя из интереса детей, был разработан познавательный проект «Волшебница - вода», который направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Реализация проекта «Волшебница - вода» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа:

I этап- мотивационный

Задачи:

Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

• Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми в свободное время.

II этап- проектно- организованный

Задачи:

Разработать проект «Волшебница - вода»

• Разработка этапов проекта.

• Разработка перспективного плана работы с детьми.

• Разработка перспективного плана работы с родителями.

• Разработка комплекса занятий с детьми.

• Создание условий, необходимых для реализации проекта.

III этап- практический

Задачи:

1. Проведение организованной работы с детьми в соответствии с планом:

• Беседы.

• Наблюдения.

• Дидактические и подвижные игры.

• Игры эксперименты.

• НОД.

IV этап- заключительный.

- Выставка работ по теме проекта.

- Экологическое развлечение

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Временной отрезок: месяц

Возрастная группа: средняя (дети 4-5 лет)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель:

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.

Задачи:

1. Систематизировать и расширять представления детей о воде и о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы).

2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

3. Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.

4. Продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе.

Методы:

Рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, макетов, фотографий, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

Практические методы: изготовление рисунков, практические работы (экспериментирование). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Мультимедийные презентации: использование аудио – и видеоаппаратуры.

Основные методы и формы реализации проекта (по областям) :

• Образовательная область «Познавательное развитие» :

Ознакомление с окружающим: «Для чего нужна вода

Презентация: «Почему воду надо беречь?»

«Вода, какая она?» - экспериментальная деятельность

Опыт: «Очистка грязной воды», «Тонет- не тонет»

• Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :

Дидактические игры: «Природа и человек», «Живое, не живое?», «Назови ласково», «Разрезные картинки», «Ходит, плавает, летает»

• Образовательная область «Речевое развитие»

Речевые игры: «Бывает, не бывает?», «Хорошо, плохо?»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода

Пальчиковая гимнастика «Водичка», «Дождик»

• Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие» :

Рисование «Рыбки в аквариуме»,

Коллективная аппликация «Ледоход на реке»,

Лепка «Ручейки»,

Конструирование из бумаги «Воронка» для фильтра для очистки воды.

Чтение стихотворения «Что случилось с водой?» - Б. Мошковская, Л. Тарасенко - «Путешествие капельки»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» - Н. А. Рыжова.

Чтение сказки «Мойдодыр» - К. И. Чуковский

Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».

• Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Мы - капельки», «Море волнуется», «На болоте», «Воздух, земля, вода», «Туча и капельки», «С кочки на кочку», «Мы большие киты», «Рыбка».

Физкультурные минутки : «Ручейки», «Дождик, дождик», «Капельки».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей: «Экспериментируем дома».

• Подбор информационного и наглядного материалов о воде.

• Помощь в организации мини-музея «Что мы знаем о «Волшебнице - воде

• Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

• Привлечение родителей к итоговому мероприятию – экологическое развлечение : «Куда пропала капелька?»

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.

2. Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.

3. Осознание необходимости бережного отношения к воде, как природному ресурсу, имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.

4. Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

5. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Перспектива развития проекта:

Данный проект имеет широкую перспективу развития, т. к. дает возможность дошкольникам лучше узнать о «волшебнице - воде». Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться в экспериментальном уголке группы.

Список литературы

1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.

3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.

4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.

5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008

8. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Детство-Пресс, 2013.

9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003

Публикации по теме:

«На помощь жителям цветочного городка». Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ и экологической культуры у дошкольников Цель: Формировать понятие здорового образа жизни через бережное отношение к природе Задачи: 1. дать детям элементарные представления об.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Из опыта работа «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников» «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Методическая разработка «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 6–7 лет» Комплексно-тематическое планирование по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет подготовительной группы парциальная программа.

Опыт работы «Формирование экологической культуры дошкольников через театрализованную деятельность» АКТУАЛЬНОСТЬ Как маленькому ребёнку понять сложный язык экологической культуры? А в этом нам помогает театр и игра. Мы знаем, что экологическое.

План инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникамПлан инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникам План инновационной деятельности в старшей группе «Звездочка» • Основная цель– привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать.

Природа Приморского края. Формирование экологической культуры у дошкольников по ФГОС «Природа Приморского края»Региональный компонент Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной.

Роль музыки в формировании основ экологической культуры «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики.

Театральная студия как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников Сообщение Наша театрализованная студия «Чародеи» существует уже 2-ой год. Основная цель направлена на формирование основ экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода»
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 17:34
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сазанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД