МААМ-картинки

Формирование математической грамотности посредством игровой деятельности (из опыта работы)

Сулейменова Ольга Петровна
Формирование математической грамотности посредством игровой деятельности (из опыта работы)

Одной из главных задач современной системы образования является создание благоприятных условий для всестороннего развития детей. (2слайд) В свою очередь важнейшее направление дошкольного образования – формирование познавательно-исследовательской деятельности. Приобретенный к 5-ти годам определенный багаж жизненного опыта и знаний позволяет детям применять его в различных ситуациях, требующих умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления, предметы и процессы в окружающем их мире. Соответственно, познавательно-исследовательская деятельность способствует формированию функциональной грамотности, в том числе и математической.

Публикация «Формирование математической грамотности посредством игровой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

Математическое развитие ребенка сводится не только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.

(3 слайд) Несмотря на многообразие методик, средств и способов формирования математических представлений, игровая деятельность является наиболее важной областью, используемой для этой цели.

Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, через игры с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

(4 слайд) В своей работе я активно использую игры с математическим содержанием. Это:

• Игры на логическое мышление;

• Игры с геометрическими фигурами, счётными палочками;

• Игры с цифрами и числами

• Игры на ориентирование в пространстве

• Игры путешествие во времени

• Игры с занимательным материалом

• Сюжетно – ролевые игры с математическим содержанием.

Которые способствуют развитию логического мышления, памяти, сообразительности, воспитанию личностных качеств детей: самостоятельности, инициативности, целеустремлённости.

(5 слайд) Занимательные развивающие игры, загадки, развлечения очень интересны детям, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений, таких как «Танграм», «Пифагор», «Чем отличаются?», «Волшебный круг» дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, а в играх «Сколько взять конфет?», «Яблоки для всех» у детей к тому же развивается находчивость, сообразительность.

(6 слайд) Занимательные математические игры используются как в образовательной деятельности, так и для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. По форме организации это игры в парах, по подгруппам, индивидуально.

(7 слайд) Для развития наблюдательности, внимания, умения исправлять свои и чужие ошибки использую игру «Загадка». В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач данную игру применяю в основном для закрепления материала различного содержания. Загадка состоит из знаков, символов, схематичных изображений, геометрических фигур и должна быть обязательно проверяема. Отгадать загадку детям предлагается утром, сразу после прихода в детский сад. Данная деятельность разворачивается на специально отведенном для этого мольберте. Таким образом, я обеспечиваю мобильность предлагаемой загадки. На мольберте размещается непосредственно задание – вопрос, иллюстрирующая его картинка, варианты ответов, а также магниты.

Обсуждение загадки у нас происходит во время утреннего сбора. У детей, желающих изменить свой ответ, есть такая возможность. Надо отметить, что отгадывание загадок вызывает у детей моей группы повышенный интерес. Приятно наблюдать со стороны за их активностью, общением между собой и взаимопомощью.

(8слайд) Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Замысел основывается на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. «Найди такую же фигуру», «Сложи узор», «Чудесный мешочек», «Поможем бабушке собрать урожай» и т. д.

(9слайд) В работе с дошкольниками среднего возраста использую игры в парах, где дети меняются заданиями, а также выполняют роли ведущего, игрока, а затем меняются ролями. В такой игре каждый участник активен, т. к. придумывают задания друг другу и стремятся сформулировать его так, чтобы оно было понятно для партнёра. Например, в играх «Отгадай число», «Каких фигур недостаёт», «Цепочка», «Где, чей домик?»

(10 слайд) С детьми старшего дошкольного возраста я использую игры, требующие выполнения заданий, где необходимо коллективное обсуждение, для этого дети объединяются в подгруппы. В играх «Найди ошибку», «Что лишнее?», «Лабиринт» совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать.

Особо ценно то, что именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, возникновению потребности обратиться за помощью, осуществлению контроля, за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а главное, воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.

(11 слайд) Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов, в группе организованна образовательная среда, стимулирующая познавательную активность детей. Создан уголок занимательной математики, куда помещены настольно - печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах.

(12 слайд) Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения – игре сделанной своими руками. Такие игры, являются великолепным средством, стимулирующим у ребенка произвольную познавательную деятельность, память, мышление, воображение. Зачастую дети в них играют лучше, чем стандартные из магазина.

(13 слайд) Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также качеств личности, необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Главное, что у детей формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания в повседневной жизни.

(14 слайд) Достичь полноценного развития можно только при тесном контакте ребенка с окружающим его миром. Развитие математических способностей детей успешно решается и во время прогулок.

Прогулки - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парке обращаю внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение природных объектов, что позволяет ребенку использовать полученные знания на практике.

(15 слайд) Игры: «Сосчитай шишки», «Я знаю 5 имён», «Кто больше соберет?», ««Считаем шаги», способствуют закреплению навыков количественного и порядкового счёта, помогают усвоить название и последовательность дней недели, умение ориентироваться в пространстве. Дидактические упражнения «Найди такой же формы» учат соотносить предметы и форму, а игровое упражнение «Ствол дерева толстый и тонкий» помогает сравнивать предметы по ширине, «Постройся по росту», «Покажи столько же». Сюжетно-ролевая игра «Строители», «Кафе». Подвижная игра «1,2.3 – вместе соберись», «Карусели» и т. д.

(16 слайд) Используя природный материал на прогулке (песок, снег, листья, цветы, палочки, веточки, камешки, шишки и т. д.) детям предлагаю творческие математические игры : «Найди листику пару», «Сколько желудей?», «С какого дерева листок?», «Лепим снеговика», «Рассмотри снежинку», «Снежные комочки», «Печем куличики», «Березкины сережки», «Один-много», «Выложи узор». Игровая деятельность на прогулке помогает в исследовании окружающего пространства, получении новых математических знаний и умений.

(17слайд) Таким образом, регулярное использование игр математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической грамотности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы «Формирование у детей осознанного отношения к собственному здоровью посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Формирование у детей осознанного отношения к собственному здоровью посредством театрализованной деятельности» Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математической грамотности посредством игровой деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 12:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математической грамотности посредством игровой деятельности (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Сулейменова Ольга Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД