Получи документы

Формирование функциональной читательской грамотности дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы)

Елена Лойко
Формирование функциональной читательской грамотности дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы)

Читать - это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

Слайд 2

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой на современном этапе является достаточно актуальным.

Публикация «Формирование функциональной читательской грамотности дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Слайд 3

Период дошкольного детства является важным этапом воспитания грамотного читателя, он закладывает основы литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является пассивным слушателем читаемого ему произведения воспитателем, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному, а так же вывести дошкольника на следующий активный этап, когда ребенок начинает сам проявлять интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге.

Приобщение ребенка к книге - одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОУ сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.

Слайд 4

Читательская грамотность – это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать и расширять знания, общаться, участвовать в социальной жизни.

Слайд 5

У детей дошкольного возраста наблюдаются предпосылки читательской грамотности :

- формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя

-становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров.

-стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности.

-предпосылки обучения грамоте через формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

-предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Слайд 6

Формирование основ читательской грамотности с дошкольниками проходит в 4 этапа

1. Организационно-подготовительный – организация предметно-развивающей и речевой среды

2. Мотивационно-диагностический – продуманный анализ содержания произведения

3. Деятельностный – развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях

4. Рефлексивный –организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы

Слайд 7

Для того чтобы работа по формированию читательской грамотности активно внедрилась в работу ДОУ необходимо создать ряд условий :

Развивающая предметная пространственная и речевая среда, способствующая развитию эстетического восприятия книг и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с книгами. Для этого в каждой группе детского сада созданы книжные уголки в соответствие с возрастом детей.

Слайд 8

Выделение отдельной зоны в холле детского сада, для создания мини-библиотеки, где бы для детей были предложены книжные издания, которые можно будет взять домой и почитать в кругу семьи. Создание на территории детского сада «Уличной библиотеки», цель которой установить взаимообмен книгами между всеми участниками образовательных отношений. На полках такой библиотеки может быть представлена не только детская литература, но и литература педагогического характера для родителей, литература для чтения в кругу семьи.

Эта работа предполагает включение в деятельность всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, а также социальных партнеров ДОУ (библиотеку семейного чтения).

Что бы работа была организована продуктивно, необходимо вести её с использованием технологии проектирования. Разработать проект «Книга наш самый главный друг».

Цель проекта: Создание условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функциональной грамотной личности.

Задачи проекта:

1. Формирование читательской компетентности дошкольников как условие развития функциональной грамотной личности.

2. Повысить читательский уровень педагогов по проблеме приобщения ребё нка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.

3. Формирование у родителей осознания ценности детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечение их в решение проблемы.

Ожидаемые результаты:

1. Создание условий в ДОУ по формированию у дошкольников читательской грамотности.

2. Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

3. Обогащение словаря, развитие связной речи детей

4. Активное участие родителей в жизни детского сада

5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.

6. Возрождение чтения в кругу семьи

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг

Инновационность проекта будет заключается в создании коллектива единомышленников в развитии читательской компетенции детей детского сада, педагогов, родителей и работников библиотеки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной читательской грамотности дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 8 августа 2023 в 15:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной читательской грамотности дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лойко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД