Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в профессиональной деятельности музыкального руководителя

Пафнутова Ангелина Юрьевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в профессиональной деятельности музыкального руководителя

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Одна из главных задач музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в профессиональной деятельности музыкального руководителя» размещена в разделах

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским («Детский альбом», «Времена года», М. И Глинкой («Жаворонок», Д. Кабалевским («Клоуны», Н. А. Римским-Корсаковым («Снегурочка», А. Гречаниновым («Колыбельная», «Котик заболел», «Котик выздоровел») и другими, мы влияем на чувства, настроение ребенка, духовный, внутренний мир через его эмоции и переживания. Прослушивая с детьми такие произведения, как «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П. И. Чайковского, а также «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А. Т. Гречанинова я применяю метод контрастного сопоставления, что облегчает детям восприятие данных произведений, формирует музыкальное и интеллектуальное мышление. Ну а как же без народной музыки! Она вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, словом, обеспечивает, эмоционально-психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма и гордости.

Особое значение в рамках нравственного воспитания дошкольников имеет пение. Оно является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Песня учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Приступая к изучению нового песенного материала, мы с детьми, также как и в предыдущем виде музыкальной деятельности, прибегаем к такой форме работы, как беседа. Обсуждаем текст песни, ее смысл, характер, манеру исполнения. Такие песни, как «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Кто нас крепко любит?» муз. и сл. И. Арсеева; «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Бабушка – бабуля» муз. и сл. Н. Н. Топтыгиной; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость в детских сердцах.

Самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Использование народных игр в работе с детьми облегчает мне задачу ознакомления с историей русского народа, с его обычаями, формирует интерес к русской народной культуре, к ее традициям. В этих играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять», хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка - Ёжка», «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.

Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он дает возможность выразить свои чувства в движении, побуждая ребенка внимательно слушать музыку для того, чтобы делать их более гармоничными в сочетании с ней.

Музыкальный репертуар, по словам О. П. Радыновой, должен отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности.

Важно отметить, что духовно-нравственное воспитание ребенка невозможно без тесной совместной работы с семьями воспитанников. В связи с этим я регулярно провожу консультации с родителями о роли музыки в жизни ребенка : «Использование музыки в период адаптации в детском саду», «Звуки, которые нас окружают», «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» и т. д., выступаю на родительских собраниях. Так же информация по этим вопросам предлагается родителям в качестве наглядного материала в родительских уголках и на сайте детского сада.

В моей работе по развитию духовно – нравственных качеств детей мне помогает взаимодействие с социальными партнерами, такими как, «Саратовский областной колледж искусств» в г. Балашове, куда мы с детьми ходим на концерты. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах: «Солнце на ладошке», «Зимушка хрустальная», «Я пою о России». Частые экскурсии в Балашовский краеведческий музей помогают знакомить детей с историей родного края. Ежегодно участвую с детьми в конкурсе «Рождественская звездочка», который проходит в стенах Балашовской епархии, где происходит ознакомление с православными праздниками, приобщение детей к христианской культуре. Духовно развивают детей праздники, проведенные в кинотеатре «Победа» такие как, «День счастья», «День защитника Отечества» и другие.

С целью реализации задач по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в своей деятельности я провожу праздники и развлечения: «Дары осени», «Мир вокруг нас», «Рождественские колядки», «Веселая Масленица», «Весна Победы», «Наши защитники», «Доброта начинается с мамы», «В гости к бабушке и дедушке», а в рамках реализации программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки «Новогодние приключения» и «День земли».

Очень важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы.

Развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что позволяет приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир, и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Публикации по теме:

Пути совершенствования профессиональной деятельности музыкального руководителя Опыт педагогической деятельности музыкального руководителя Беловой Ю. В. Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» г. Пласта Выступление на районном родительском собрании.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1: Заголовок Слайд 2-3: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В системе дошкольного образования работаю двадцать восемь.

Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности»Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности» Тема: Игра для Буратино Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в процессе всестороннего развития. Задачи: - Познакомить детей с историей.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в профессиональной деятельности музыкального руководителя
Опубликовано: 25 июля 2019 в 15:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в профессиональной деятельности музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Пафнутова Ангелина Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД