МААМ-картинки

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Анастасия Чистякова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Статья посвящена теме, являющейся одной из самых острых и обсуждаемых среди педагогов, психологов, социологов и, вообще, мыслящих людей. Это духовно-нравственное состояние нашего общества.

Понятия «духовность» и «нравственность» в настоящее время размыты и неясны. Но, в самом общем смысле слова, «духовность» подразумевает высшее проявление зрелой личности, выходящее за рамки индивидуальности, узких интересов и преходящих ценностей. Духовность является незыблемым объединяющим началом общества, глубочайшим фундаментом социума.

Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Нравственность выступает материальным проявлением духовности, исходящим из глубины человеческой личности, из личной убежденности и мотивации к совершению определенных действий. Духовность и нравственность неразрывно связаны между собой и являются гарантами стабильности жизни как каждого отдельного человека, так и всего государства в целом.

Наш век называют веком технического прогресса, глобальной информатизации общества. Мы имеем доступ к огромной библиотеке знаний, фактов. Уровень поглощения информации через различные гаджеты высок как никогда. Но, при этом, каждый здравомыслящий человек все острее ощущает диссонанс в принципах и правилах жизни различных граждан нашего общества, выборе жизненных установок. Наряду с упрощением бытовых условий, повышением уровня жизни, доступностью информации и материальных благ наше общество переживает кризис человеческих отношений, разрушение «человеческого в человеке».

В настоящее время смыты нравственные ориентиры, представления о человеческих ценностях. Нравственные, моральные ценности стали для многих каким-то пережитком прошлого. Материальные блага приобрели первостепенное значение и в буквальном смысле поглощают и уничтожают непреходящие духовные ценности. Чувства справедливости, ответственности, чувство патриотизма, милосердие, великодушие, различение добра и зла сменяются стремлением к саморекламе, достижению цели любой ценой, критикой и требовательностью к окружающим, всепоглощающим самолюбованием.

Средства массовой информации, интернет не только пропагандируют, но и агрессивно навязывают, возводят в культ жестокость, отказ от своих корней, отречение от Родины, агрессивность, неряшливость, культурную безграмотность. Самым страшным «достижением» современного общества является нивелирование гендерных различий, разрушение классического образа семьи. А ведь именно в семье начинается развитие ребенка, формирование его личности, рост его духа! Традиционный семейный уклад позволял ребенку естественным образом усваивать нормы и правила жизни через различные ситуации и включаться в эту жизнь в сопровождении «пестований и наставлений» взрослых.

Современный порядок жизни совсем другой: для мужчин и женщин все более значимыми становятся карьерный рост, успех, стремление к достатку. Некоторые родители не осознают в силу педагогической безграмотности важность собственного примера в становлении личности ребенка, у многих на воспитание детей нет ни времени, ни физических сил.

Российская система образования тоже оказалась искаженной под влиянием духовно-нравственного кризиса. Роль воспитания в общем образовании была сведена к минимуму, уступив место обеспечению безопасности детей и интеллектуальному образованию. Современное подрастающее поколение выходит в жизнь с колоссальным запасом знаний, широчайшим кругозором, но представления о добре, милосердии, чести, справедливости, патриотизме, составляющие ядро человеческой личности, у молодых людей либо искажены, либо отсутствуют вовсе.

Еще в конце 19 века великий русский педагог К. Д. Ушинский высказывал убеждение, «что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Именно поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из первостепенных задач, стоящих перед государством и нашедшая отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и выделенная в качестве одной из основных задач системы образования Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Российской Федерации.

Я, как педагог, убеждена, духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, чувства патриотизма и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. И начинаться оно должно с самого рождения малыша, в родительской семье, а затем уже в детском саду. Дух, царящий в семье и детском саду, которым живут родители и педагоги, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Именно это обстоятельство и выводит дошкольное образовательное учреждение на первое место в духовно-нравственном воспитании детей.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, многосторонний, осуществляемый на постоянной основе в различных видах деятельности, организуемый при активном заинтересованном участии взрослых. Только соблюдение этих условий приведет к решению основных задач духовно-нравственного воспитания : приобщению детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а также воспитанию уважения и любви к семье, детскому саду, малой родине, к своей стране.

Духовно-нравственное воспитание не может ограничиваться только организацией определенных занятий в выделенное время, оно не может быть эпизодическим. Необходимо так организовать ежедневную жизнь ребенка, так наполнить окружающую его атмосферу, защитить от разрушающей информации, чтобы ребенок возрастал как духовная личность в естественных условиях. Педагогам любого уровня необходимо иметь четкую программу действий, целей и задач духовно-нравственного воспитания. Но, самое главное, педагоги сами должны стать носителями духовно-нравственных ценностей, ежеминутно быть примером и образцом для своих воспитанников.

Наш детский сад, осуществляющий приоритетное социально-личностное развитие детей, использует различные формы работы по организации духовно-нравственного воспитания, соответствующие возрасту детей.

Главное место занимает ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. С раннего возраста именно в игре дети знакомятся и осваивают различные социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Специально организованная сюжетно – ролевая игра, усложняющаяся по мере взросления ребенка, делает формирование нравственных понятий и общечеловеческих ценностей наиболее эффективным и успешным. Народные подвижные игры, сопровождающиеся приговорками, учат детей самоорганизации, уважению к партнеру по игре, соблюдению правил, развивают сообразительность, быстроту реакции, приобщают к истории народа.

Важным средством в воспитании личности дошкольников является чтение художественной литературы. Педагогам необходимо быть очень внимательными в подборе книг для чтения, так как современный рынок представлен как хорошими детскими книгами, так и книгами низкого качества и сомнительного содержания. До сих пор отдается предпочтение русским народным сказкам, которые передают мудрость поколений русского народа, произведениям классиков детской литературы: А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Николая Носова, Петра Павловича Ершова и других. Работа с литературными произведениями включает в себя чтение, пересказ, беседы с обсуждением поступков героев, игры-драматизации.

Духовно-нравственный рост ребенка невозможен без воспитания чувства патриотизма : знакомства с историей малой родины, формирование уважительного отношения к государству, любви к своему городу. Наши дети знакомятся с достопримечательностями и историческими объектами Октябрьского района, города Новосибирска, символикой и историческими фактами государства. Проводятся открытые занятия, концерты, выставки детских рисунков и поделок, приуроченные к государственным праздникам: Дню России, Дню Российского флага, 1 и 9 мая.

Наше учреждение тесно сотрудничает с патриотическими клубами города, что дает нам возможность совместно проводить открытые мероприятия для детей и родителей на такие темы как «Гражданская принадлежность», «У истоков народной культуры», «Культура поведения» и другое.

Организация тематических экскурсий, посещение храмов, монастырей, музеев, Монумента Славы является прекрасным инструментом для формирования духовно-нравственных качеств детей.

Наряду с государственными праздниками в нашем детском саду существует добрая традиция проведения Широкой Масленицы, а также традиционных праздников: Дня знаний, Дня урожая, Нового года, 8 марта, Дня защиты детей. Проведение таких мероприятий формирует у детей чувство причастности к социуму, развивает эстетическое чувство и навыки взаимодействия со сверстниками.

Мы понимаем, что крайне важно для формирования духовно-нравственных качеств детей проведение мероприятий, совместно с родителями. Это спортивные праздники с папами, посвященные 23 февраля, трогательные и нежные развлечения для детей и их мам на День Матери. Родители вместе с детьми участвуют в выставках рисунков и поделок, в старшем и подготовительном возрасте родители вовлечены в реализацию проектной деятельности. Совместная с родителями деятельность является чрезвычайно важной для формирования у детей чувства привязанности, сплоченности, взаимопомощи, уважения к чувствам и желаниям других.

Всем нам, взрослым, необходимо помнить: личность ребенка не вырастет сама по себе. Нравственный или интеллектуальный рост детей происходит только при последовательной и целенаправленной работе взрослых. И наша задача, задача педагогов и родителей, посеять в души наших детей семена добра, любви, справедливости, взаимоуважения и ответственности.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 07:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД