Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки»

Анна Храмова
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки»

Пояснительная записка

Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой направлены на развитие у учащихся интереса к ручному труду, дают возможность освоить простейшие приёмы работы с солёным тестом, развивают эстетический вкус, формируют представления о декоративно – прикладном искусстве, раскрывают творческий потенциал личности.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) „Ловкие ладошки“» размещена в разделах

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Занимаясь лепкой из солёного теста, дети приобщаются к созданию простейших изделий декоративно – прикладного искусства. У них развивается эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мелкую моторику пальцев рук, воспитывает аккуратность и терпение.

Дети постепенно овладевают приемами отщипывания маленьких комочков теста от большого, скатывания прямым движением (палочки, цилиндры и т. п., кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т. д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, учатся лепке по частям и из целого куска, использовать стеки.

Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Программа «Ловкие ладошки» предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по лепке как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи, от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива.

Таким образом, педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник лепки при выполнении индивидуальных изделий.

Целью программы является создание условий для формирования опыта работы с солёным тестом с использованием различных приёмов лепки.

Задачи программы :

Образовательные:

- формирование представлений о народных промыслах;

- ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки,

- овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;

- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивающие:

- развитие интереса к изучению народных промыслов;

- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в МБУ, применив их на практике ежедневно с усложнениями;

- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

Воспитательные:

- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности;

- активное участие в выставках;

- стремление к поиску, самостоятельности;

- понимание необходимости качественного выполнения образа;

- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;

- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.

Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству лепка из теста народных игрушек.

Ожидаемые результаты программы :

Воспитанники должны знать:

- как изготовить солёное тесто для лепки

- правила организации рабочего места

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, стеки, скалка и т. д. правила безопасного труда при работе с указанными инструментами)

- основные способы и приёмы лепки из солёного теста (разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание, оттягивание и др.)

Дети должны уметь:

- подготовить материалы и инструменты для лепки из солёного теста;

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- использовать в лепке известные способы и приё мы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами;

- создавать объёмные лепные фигуры и сюжетные композиции;

- расписывать вылепленные изделия;

- применить в быту навыки изготовления изделий;

- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу, схеме, рисунку.

Структура совместной деятельности.

1. Мотивационный момент. (Педагог нацеливает детей на выполнение задания, рассказывает о предстоящей работе.)

2. Повторение пройденного материала (педагог с детьми вспоминает, что было сделано в предыдущую деятельность: техника, элементы композиции)

3. Знакомство с новым материалом. (Открытие нового, постановка проблемы: педагог демонстрирует 2-3 приёма работы). Дети подбирают материал и работают с ним.

4. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.

5. Физкультурная минутка

6. Самостоятельная работа (Дети работают творчески и свободно. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.)

7. Самоконтроль и самооценка ( Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог: называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и обговаривают трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

8. Подведение итогов: нацеливание на деятельность в следующую встречу.

Работа с родителями:

• Предоставление информации о текущей работе, презентации;

• Проведение открытой совместной деятельности и итоговых мероприятий;

• Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Условия реализации программы :

Для совместной деятельности необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, доска на магнитной основе, материал для лепки: соленое тесто (мука, соль, холодная вода, стакан, ложка); валики для раскатывания теста (по количеству детей); дополнительный материал : бумага разной фактуры, декоративные салфетки, картон, трафареты, стеки, пластмассовые ножи, зубочистки, стержни, пластмассовые вилки, формочки для выпекания; оборудование для раскрашивания изделий из теста: цветные карандаши, краски, гуашь, фломастеры, мелки, кисти, ватные палочки, подушечки; Сборники стихов, загадок, бросовый материал, природный материал, нетрадиционный материал для украшения, чертежи, выкройки.

Отчё тность:

1. фоторепортажи о деятельности детей (в раздевалке);

2. выставки композиций и индивидуальных работ дошкольников;

3. итоговая встреча «Весенний калейдоскоп» (совместно с родителями);

4. диагностика в конце обучающего года.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Количество часов в год – 32 академических часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Возраст обучающихся – 5-6 лет.

В группе занимаются 10 человек.

Учебно-тематический план:

1 «Знакомство с соленым тестом»

Образовательные задачи: знакомство с лепкой из соленого теста посредством сказки «Колобок». Октябрь

«Колючий ёжик»

Образовательные задачи: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Создавать иголки с помощью надрезов ножниц, приподнимая иголочки вверх.

Раскрашивание красками ёжика

Образовательные задачи: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.

«Осенний сувенир»

Образовательные задачи: продолжать обучение учащихся приёмам работы с тестом; пользоваться трафаретами, аккуратно отрезать края стекой.

Раскрашивание красками «Осенний сувенир»

Образовательные задачи: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования – губковые тычки.

Ноябрь

«Мышка на сыре»

Образовательные задачи: продолжать обучение учащихся приёмам работы с тестом, сочетая разные способы и приемы лепки.

«Мудрая сова»

Образовательные задачи: знакомство с приемами техникой тесто пластики, развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета, присоединять части.

Раскрашивание «Мудрой совы»

Образовательные задачи: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.

Уметь использовать навыки рисования. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы.

«Снежинка»

Образовательные задачи: научить детей использовать возможности соленого теста в творчестве, умение создавать с помощью трафарета композицию.

Декабрь

«Подсвечник»

Образовательные задачи: закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края). Ввести в словарь детей слова : сувенир, подсвечник.

«Новогодние игрушки».

Образовательные задачи: познакомить детей с традициями праздника Новый год, как к нему готовиться, с помощью формочек выдавливать из теста фигуры.

«Дедушка Мороз»

Образовательные задачи: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды.

«Рождественский венок»

Образовательные задачи: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей.

Январь

«Снеговик»

Образовательные задачи: Учить детей обмазывать кусочки фольги тестом, разных размеров, пользоваться водой для соединения деталей. Объемная конструкция.

«Снегири» (коллективная) Образовательные задачи: Учить детей лепить птиц из теста. используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина, крылья.

«Кот Мурзик»

Образовательные задачи: Изучить технологию изготовления фигурок кошек. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

Февраль

«Валентинка»

Образовательные задачи: изготовить сувенир - «валентинку» из солёного окрашенного теста, вырезания из куска теста форму сердца, украшение на свой взгляд.

«Брелок для папы»

Образовательные задачи Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). «Рамка для фото»

Образовательные задачи: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста. Лепка плоскостной рамки с объемными цветами. Воспитывать интерес к творчеству. 1 Февраль

Тема: Роспись рамки для фото

Образовательные задачи: Продолжать учить рисовать красками.

Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.

Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

Март.

«Корзина с цветами»

Образовательные задачи: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.

«Подковка на счастье». Образовательные задачи: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, раскатывать из круга колбаску, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Раскрашивание красками подковки, цветов.

Образовательные задачи: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

«Аквариумные рыбки».

Образовательные задачи: Продолжать освоение лепки (рельефной) : создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать комбинаторские способности.

Апрель.

«Луна со звездами»

Образовательные задачи: познакомить детей с космосом, расширить знания о жизни в космосе, о звездах, луне, о солнце, создать композицию подвеску.

Раскрашивание луны.

Образовательные задачи: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.

«Подставка для яиц»

Образовательные задачи: учить детей вылепливать из круглой формы чашеобразную форму, своей работе придавать индивидуальности.

Раскрашивание подставки.

Образовательные задачи: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Май.

«Весенний калейдоскоп» (совместно с родителями) «Солнышко»

Образовательные задачи: закрепить навыки раскатывания «шариков», «капелек»; — закрепить навыки соединения и декорирования готовых изделий; — научить придавать изделию законченный вид; — закрепить понятие «панно», «композиция»

«Бабочка»

Образовательные задачи: научить детей лепить бабочек, составлять композицию на панно. Закрепить навыки лепки из соленого теста предметов разной формы (шар, колбаска, лепешка, передавать особенности предметов.

Раскрашивание красками бабочку.

Образовательные задачи: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Диагностика

Образовательные задачи: Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения, опрос, лепка.

“Лепим сказку”

Образовательные задачи: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Список используемой литературы

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

2. Бычкова Е. Р. Лепим из соленого теста. - М. АСТ Полиграфиздат, 2010.

3. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

4. Диброва. А. Соленое тесто. - Ростов н/ Д: Феникс, 2012.- (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры).

5. Изольда Кискальт «Солё ное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

7. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

8. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

9. Лыкова И. А., Грушина Л. В. Пир на весь мир. Тестопластика. «Мастирилка» №5. Учебно - методическое пособие. Карапуз-дидактика, М., 2008.

10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.

11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

12. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природного материала/ пер. с пол. – М. : Мой мир ГмбХ & КоКГ, 2006.- (Украшаем дом).

13. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

14. Фигурки из соленого теста. –М. : АСТ-ПРЕССА КНИГА, 2012. – (Мастер – класс на дому).

15. Хоменко В. А. Соленое тесто. Шаг за шагом. –Харьков, 2007. – (Книжный клуб).

16. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Чаянова Г. И. Соленое тесто. – М. – Дрова-Плюс, 2005. – (для начинающих).

Интернет - ресурсы

1. Соленое тесто форум М. Антипова

https://www.booksiti.net.ru/books/6232675

2. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры

https://www.sprinter.ru/books/lepim-iz-solenogo-testa-ukrasheniya- suven…

3. Соль, мука, вода - вот и все дела!

https://funny-family.biz/hobbies/sol-muka-voda.html

4. Лепка из солёного теста для детей : мастер – классы из журналов

https://ejka.ru/blog/plastilin/765.html

5. Лепка из соленного теста

https://rudocs.exdat.com/docs/index-335967.html

6. Магнитики на холодильник из соленого теста https://www.darievna.ru/home/next/1057

7. Поделки из теста для лепки

https://vmzkirov.ru/js/include/podelki-iz-testa-dlya-lepki

8. Лепка: глина, пластика, соленое тесто

https://mastera-rukodeliya.ru/index.php?start=2100

9. Рождественский декор из соленого теста. Идеи, мастер-классы.

https://idea-fx.blogspot.com/

10. Поделки из солёного теста - Поделки

https://podelkihandmade.ru/razdeli/podelki/podelki-iz-solnnogo-testa.ht…

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Безопасная дорога детства» для детей старшего дошкольного возраста Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА" "Детство - важнейший период человеческой.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста (5–7 лет) (срок реализации 2 года) I. Пояснительная записка. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного,.

Дополнительная общеобразовательная программа «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Пояснительная записка Актуальность. Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Очумелые ручки. Пластилинография» Я леплю из пластилина. Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Если кукла выйдет плохо - Назову ее дурёха,.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка» В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Дети вне нахождения детского сада практически.

Программа дополнительного образования по изодеятельности детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки»
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 11:11
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД