Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования»

Валерия Богданова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Нетрадиционные техники рисования»

Направленность: художественная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-18 лет

Срок реализации: 5 месяцев

Автор-составитель:

В. Богданова, воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.

Содержание данной Программы направлено на освоение нетрадиционных техник рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Актуальность Программы

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кисть, карандаши, фломастеры. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех.

Педагогическая целесообразность Программы

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе : развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Отличительные особенности Программы

При разработке данной Программы изучены, проанализированы и использованы следующие программы : дополнительная общеразвивающая программа «Народные промыслы», Н. И. Мухлынина, Новосибирская область, п. Ордынское, 2003 год; «Золотые узоры Хохломы», В. Горохова, МДОУ Детский сад № 8 «Сказка», 2014 год; «Цветик-семицветик», М. Г. Кропотова, МКОУ ДО «Центр развития и творчества», г. Нея Костромской области, 2015 год; изучена и проанализирована методическая литература, имеющая отношение к этому виду деятельности.

В основу данной Программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана и система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления нетрадиционных техник рисования.

Программа составлена таким образом, чтобы дети овладели 11 техниками нетрадиционного рисования.

Цель и задачи Программы

Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей, используя нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

- формировать навыки и умения, необходимые для создания творческих работ;

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

- отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка;

- формировать устойчивый интерес к искусству и к занятиям художественным творчеством;

Развивающие:

- развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, потребность активно мыслить;

- развитие колористического видения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Воспитывающие:

- воспитывать художественный вкус; - воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

- воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 до 18 лет, независимо от уровня подготовки.

Формы организации

образовательной деятельности и режим занятий

Формы организации образовательной деятельности – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Занятия проводятся в 1-2 раза в неделю, в дневную смену воспитателя.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

В результате освоения программы воспитанники будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, овладеют общими приёмами рисования.

Воспитанники будут уметь создавать композиции на заданную тему, дополнять ее разнообразными художественными элементами, будут уметь различать основные и составные цвета, теплые и холодные цвета и оттенки; Будут уметь изображать предметы различной формы.

Учебный (тематический) план

№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов

Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля

1 Пальцевая живопись 2 - 2 Первичная диагностика/ Пед. наблюдение

2 Печатание 2 - 2 Педагогическое наблюдение

3 Рисование мазками 2 - 2 Педагогическое наблюдение

4 Рисование «набрызгом» 1 - 1 Педагогическое наблюдение

5 Монотипия 2 - 2 Педагогическое наблюдение

6 Промежуточная аттестация

Совмещение техник 1 - 1 Промежуточная аттестация/ педагогическое наблюдение

7 Рисование по мокрой бумаге 3 - 3 Педагогическое наблюдение

8 Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой 2 - 2 Педагогическое наблюдение

9 Мраморные краски 2 - 2 Педагогическое наблюдение

10 Промежуточная аттестация

Совмещение техник 1 - 1 Промежуточная аттестация/ педагогическое наблюдение

11 Аппликация с дорисовыванием 2 - 2 Педагогическое наблюдение

12 Ниткография 2 - 2 Педагогическое наблюдение

13 Кляксография 2 - 2 Педагогическое наблюдение

14 Совмещение техник

Итоговая аттестация 1 - 1 Итоговая аттестация/

выставка работ

Итого: 25 ч - 25 ч

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

1. Пальцевая живопись.

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». Иллюстрации цветов, рябины, винограда.

Практика. Рисование на темы : «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда». Правильно расположить рисунок на листе бумаги (размер, местоположение).

2. Печатание.

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Повторение понятия «композиция». Введение понятия «пейзаж». Использование в художественной деятельности бытовых предметов и растительность (листочки, мочалки, салфетки и т. д.)

Практика. Создание композиции на тему «Букет», «Волшебный лес». Использовать в работе как можно больше простых бытовых материалов, материалы растительного мира.

3. Рисование мазками.

Теория. Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Объяснить свойства разных красок (акварель, масляные краски, акриловые, гуашь). Основные принципы нанесения мазков.

Практика. Рисование на тему «Времена года», «Закат над морем». Объяснить последовательность работы (занятие мастер-класс).

4. Монотипия.

Теория. Введение понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия пейзаж. Рассматривание репродукций.

Практика. Рисунок бабочки. Пейзаж «отражение в воде» мастер –класс.

5. Рисование «набрызгом».

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов и трафаретов.

Практика. Поэтапное создание рисунка «Зимний пейзаж».

6. Рисование по мокрой бумаге.

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия акварель, акварельная живопись. Знакомство с художниками-акварелистами (А. Дюрер, У. Тернер, М. Волошин и другие.) «Закрепление понятия пейзаж».

Практика. Рисование с использованием акварельной бумаги и акварели, на темы «Ветка ели», «Одуванчики», «Ирис», «Закат над морем».

7. Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Теория. Познакомить воспитанников с нетрадиционным использованием кисти и бумаги. Пополнить знания детей о жизни лесных и морских ежей. Развивать наглядно-образное мышление, воображение.

Практика. Рисование на темы : «Ёжики на опушке», «Морские ежи».

8. Мраморные краски.

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Показать детям, что при смешивании крема с красками рисунок получается «мраморным». Мраморные краски как способ тонировать бумагу для скрапбукинга или других декоративных целей.

Практика. Рисование на темы по выбору : «Красивые узоры», «Волшебный цветок».

9. Аппликация с дорисовыванием.

Теория. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисунки с использованием геометрических фигур. Закрепление понятий «пейзаж», «композиция»

Практика. Создание художественных композиций и пейзажей на основание кругов и квадратов.

10. Кляксография.

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «портрет» и «пейзаж». Учить детей рисовать с помощью трубочки и воздуха. Учить составлять композицию, дополняя основные компоненты рисунка своими деталями.

Практика. Рисование на темы «Веселые мордочки», «Пейзаж» (текущее время года).

11. Ниткография.

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Стабилизация психоэмоционального состояния. Использование данного художественного приема в арт- терапии.

Практика. С помощью ниток и красок нарисовать рисунок и самому, проявив воображение, рассказать, что получилось. Нарисовать цветы.

12. Совмещение техник.

Теория. Занятие для проведения промежуточной и итоговой аттестации. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности и воображение.

Практика. Рисование на произвольную тему. Выставка работ.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования художественных способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических таблицах, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.

• Вводный контроль (первичная диагностика) проводится на первом занятии для определения уровня подготовки воспитанников. Форма проведения – педагогическое наблюдение.

• Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.

• Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в форме занятия и педагогического наблюдения.

• Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного Программой.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы выявления полученных знаний: творческая работа, открытые занятия, участие в конкурсных мероприятиях, выставках. В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось, и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.

Формы итоговой аттестации – открытое занятие, творческая работа, выставка работ, творческие групповые работы.

Механизм оценки уровня освоений Программы

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах.

Первичная диагностика

Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям и художественной деятельности.

Задачи:

• определение общего уровня развития ребенка;

• выявление природных способностей к рисованию;

• выявление уровня информированности в области художественного искусства.

• определение мотивации к занятиям.

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

• определение уровня усвоения детьми теоретических знаний;

• определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Итоговая аттестация

Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

- определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами;

- выявление уровня усвоения теоретических знаний;

- определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;

- анализ полноты реализации программы.

Форма проведения: итоговая выставка работ.

Критерии оценки

Работа воспитанников оценивается по уровневой шкале:

высокий уровень (8-10 баллов);

средний уровень (4-7 баллов);

минимальный уровень (1-3 балла).

Параметр развития Высокий уровень (8-10 баллов) Средний уровень (4-7 баллов) Низкий уровень (1-3 балла)

Овладение изобразительными приемами и техниками Полностью владеет изобразительными приемами и техниками; самостоятельно разрабатывает композиции; свободно владеет технологией Испытывает затруднения в применении изобразительных приемов и техник; требуется небольшая помощь при разработке композиций; незначительно нарушает технологию Пользуется помощью педагога в применении изобразительных приемов и техник; не умеет самостоятельно разрабатывать композиции; не владеет технологией

Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Грамотно работает с гуашью и акварелью; использует всю цветовую гамму Допускает незначительные ошибки при работе с акварелью и гуашью; ограниченно использует цветовую гамму Нуждается в помощи педагога при работе с акварелью и гуашью; использует не более 2-3-х цветов

Эмоционально-художественное восприятие, творческое воображение Видит красоту окружающего мира, художественного произведения; отражает свое эмоциональное состояние в работе; самостоятельно создает творческую композицию в любой технике письма, используя в полной мере приобретенные знания, умения и навыки. Выражает заинтересованность к художественному произведению; затрудняется в передаче своего эмоционального состояния в работе; недостаточно использует необходимые знания, умения и навыки при создании композиции в технике Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства; работает только по образцу с помощью педагога.

Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях Ребенок последовательно и самостоятельно выделяет этапы выполнения работы; дорожит результатом своего труда; проявляет активность при обсуждении результатов своего труда Ребенок допускает незначительные ошибки при выделении этапов выполнения работы; оценка своего труда складывается под влиянием педагога и его сверстников. Пользуется помощью педагога при планировании своих действий; преимущественно равнодушен к результатам своего труда

Способы фиксирования результатов

• отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение№ 1);

• записи в журнале учета о результативности участия детей в выставках и конкурсах разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность);

• видеозаписи занятий, праздничных мероприятий, выставок;

• портфолио воспитанников.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Практическая значимость программы

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования : точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, двор. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.

Совместная деятельность: участие на занятиях родителей (законных представителей, специалистов учреждения, воспитателя.

Материально- техническое обеспечение

Для проведения занятий по программе "Нетрадиционные техники рисования" необходимо следующее оборудование:

• телевизор, ноутбук

• презентации для уроков

• нитки

• губки кухонные

• водный распылитель

• зубные щетки

• ватные палочки

• ватные диски

• тонированная бумага

• крем

• карандаши, фломастеры, краски, мел, восковые свечи

Материально-технические условия реализации программы

1. Помещение для проведения занятий;

2. Магнитофон;

3. Изобразительный материал:

• Пластилин;

• Гуашь; акварельные краски;

• Восковые мелки, свеча;

• Ватные палочки;

• Поролон;

• Ватные диски;

• Шерстяные нитки;

• Зубные щетки;

• Манка;

• Соль;

• Одноразовые вилки;

• Бумага альбомная;

• Картон белый, цветной;

• Стаканы для воды;

• Подставки под кисти;

• Салфетки.

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.

В процессе обучения используются:

• Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный) материал;

• Методическая литература;

• Дидактические игры;

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).

Список литературы, используемой при написании Программы

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.

2. Жукова О. Г., Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005 г.

4. Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

5. Минаева Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Каро, 2007 г.

7. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка».

8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

9. Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3.

Электронные образовательные ресурсы

1. Дополнительная общеразвивающая программа «Роспись по дереву» : [Электронный ресурс] URL : https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/dopolnitelnaya_obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_144326.html

2. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» : [Электронный ресурс] URL : https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnajaobscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzoryhohlomy.html

3. Полянчева С. Творческо-информационный проект «Хохломская роспись» : [Электронный ресурс] URL : https://www.maam.ru/detskijsad/tvorchesko-informacionyi-proekthohlomskaja-rospis.html

4. Проект по теме «Хохломское искусство» : [Электронный ресурс] URL : https://rudocs.exdat.com/docs/index-451853.html

5. Реферат «История хохломской росписи» : [Электронный ресурс] URL : https://www.bestreferat.ru/referat-39857.html

6. Хохлома. Хохломская роспись для детей: [Электронный ресурс] URL : https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/885-khokhloma-khokhlomskayarospis-dlya-detej.html

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 01:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования»» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Богданова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД