Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»

Гульназ Харисова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Бисероплетение»

Для детей 6-7 лет

( Срок реализации: 1 год)

№ Содержание стр

1. Комплекс основных характеристик программы 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 4

2. Содержание программы 5

2.1. Учебный план 5

2.2. Учебно-тематический план 6

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Бисероплетение“» размещена в разделах

2.3. Планируемые результаты 8

3. Комплекс организационно-педагогических условий 8

3.1. Условия реализации программы 9

3.2 Формы аттестации обучающихся 10

4. Список литературы 11

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе:

- программы «Бисероплетение» Каменская С. Б. (М. : Культура и традиции, 2006.- 78 с.)

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей».

М. И. Кольцова, Е. И. Исена, А. В. Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А. А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, почувствовать радость творчества».

Причины создания программы.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его

Актуальность.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Занимаясь в кружке по бисероплетению, дети приобщаются к созданию простейших изделий декоративно-прикладного искусства. У них развивается эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве.

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы.

Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков.

Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение.

В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.

Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку,

И еще очень важное дополнение : умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Бисероплетение» рассчитана на один год обучения для детей 6-7 лет; 72 занятия в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми 30 минут. Форма обучения очная.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

Задачи обучения:

• Познакомить с понятием «ручной труд».

• Познакомить с понятием «ремесленник» и «ремесленница»

• Познакомить с профессией дизайнер аксессуаров

• дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;

• ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами;

научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение.

• научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).

• развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;

• воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам;

• воспитывать заботливое отношение к близким людям.

2. Содержание программы.

2.1 Учебный план обучения

1 Название разделов

Знакомство с ручным трудом. Знакомство с понятием «ремесленник», «ремесленница» Количество часов

Всего Теория Практика

2 Знакомство с профессией дизайнер аксессуаров.

.Знакомство с материалами.

Правила безопасности на занятиях по бисероплетению. 2 1 1

2 Изготовление простейших цепочек. 10 3 7

3 Петельное плетение 12 1 11

4 Украшения из бисера и стекляруса. 30 2 28

5 Параллельное плетение 18 2 16

Итого 72 9 63

2.2. Учебно-тематический обучения.

№ Название разделов и тем

программы Всего

занятий Из них

Теоретических Практических

1. Правила безопасности на занятиях по бисероплетению. 2 1 1

2. Изготовление простейших цепочек

10 3 7

2.1 Знакомство со схемами.

Низание цепочки «в одну нить». 1 1 0

2.2 Обучение чтению и составлению схем простых цепочек; 2 1 1

2.3 Обучение низанию цепочки в одну нить 1 0 1

2.3 «Браслет на руку» 2 0 2

2.4 «Плетем украшения для кукол» 4 1 3

3. Петельное плетение 12 1 11

3.1 «Бабочка» 4 1 3

3.2 «Цветок» 4 0 4

3.3 4 0 4

4. Плоское параллельное плетение на проволоке. Техника параллельного плетения 30 2

28

4.1 Техника параллельного плетения 2

1

1

4.2 «Осенний листочек» 3 0 3

4.3 Грибочек 5 1 4

4.4 Стрекоза 4 0 4

4.5 Зайка 5 0 5

4.6 Снеговик 5 0 5

4.7 Лилия 6 0 6

5 Изделия из бисера и стекляруса. 18 2 16

5.1 «Рыбка» 6 1 5

5.2 «Цветок для мамы» 6 0 6

5.3 Брелок из бисера 6 1 5

Итого 72 9 63

Первый год обучения

№ Тема Программное содержание

1.1 Знакомство с материалами. Правила безопасности на занятиях по бисероплетению. Знакомство с бисером. История бисера и его использование.

- виды бисера (бусина, бисер, стеклярус, рубка);

- хранение бисера;

- материалы и инструменты;

- подготовка рабочего места;

- техника безопасности;

- гимнастика для глаз

2.1 Знакомство со схемами.

Низание цепочки «в одну нить». Знакомить детей со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску.

3.1 Изготовление бус обучение чтению и составлению схем простых цепочек;

-подбор бусин и бисера для бус.

-обучение низанию цепочки из бус в одну нить;

- чередование бусин по цвету;

- чередование бусин по форме и размеру.

- обучение низанию цепочки в одну нить (средний бисер

3.2 Простые цепочки Обучение чтению и составлению схем простых цепочек; изготовление простейших цепочек.

2.3 «Браслет на руку» Упражнять в усовершенствовании приёма низания

2.4 «Плетем украшения для кукол» Закреплять умение нанизывать бисер на проволоку, чередуя их по схеме.

3.1 Бабочка Упражнять в умении нанизывать бисер на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю.

3.2 Цветок Упражнять в умении нанизывать бисер на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю. Учить работать со схемой.

4.1 Параллельное плетение Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Показ изделий выполненные в технике параллельного плетения.

4.2 Осенний листочек Познакомить с техникой параллельного плетения

Обучение плетению по схеме и образцу.

4.3 Грибочек

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

4.3 Стрекоза

Обучение плетению стрекозы по схеме и образцу.

4.4 Божья коровка. Обучение техники параллельного плетения. Учить работать по схеме. Упражнять в счёте.

Учить использовать бисер одного размера двух цветов, придавая форму божьей коровки.

4.5 Зайка Закреплять навыки параллельного плетения. Продолжать развивать комплексные умения. Закреплять умение использовать петельное плетение. Учить самостоятельно подбирать цвета. Правильно читать схему.

4.6 Снеговик. Параллельное плетение. Учить придавать изделию характерную форму снеговика. Учить соблюдать подбор цветов.

4.7 Лилия

Совершенствовать технику параллельного плетения. Учить придавать лепесткам соответствующую форму. Учить прикреплять стебелек на отдельную проволоку. Собирать к стебельку листочки. Собирать лепестки в цветок. Работать со схемой.

5.1 Золотая рыбка. Совершенствовать навыки в параллельном плетении. Учить подбирать соответствующие цвета. Учить плести плавники параллельно с плетением туловища рыбы.

5.2 «Бабочка» Учить придавать изделию характерную форму. Учить соблюдать подбор цветов. Закреплять умение собирать бусины по цвету и размеру. Правильно читать схему.

5.3 Брелок Закреплять умение выполнять параллельное плетение из бисера. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение

2.3. Планируемые результаты.

В результате обучения по программе ребёнок будет знать : В результате обучения по программе ребёнок будет уметь :

Первый год обучения:

будут иметь представления:

-об истории бисероплетения;

-о классификации и свойствах бисера.

-основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.

-правила организации рабочего места.

-приемы низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение

-использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение;

-использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

-организовывать свое рабочее место.

-

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Условия реализации программы.

Вид оснащения Оснащение

Кабинет для занятий Мебель: столы и стулья для детей, стол и стул для педагога, мольберт, магнитная доска, шкаф для дидактических пособий. ТСО: телевизор, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор).

Материалы: бисер, различного размера, стеклярус разной длины

бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек,

леска и резинка для плетения браслетов,

проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета.

Наглядно-методические и дидактические пособия: схемы; готовые изделия и брелки из бисера, муляжи овощей и фруктов, дидактические игры и пособия, коллективные и индивидуальные работы педагогов и воспитанников.

3.2. Форма аттестации

Способы проверки знаний:

- самоанализ достижений (чему новому научились);

- игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

- диагностика

- выставки работ (для детей, родителей)

Методика изучения результативности реализации программы

Цель: изучение результатов освоения программы по бисероплетению.

Процедура. Итоговое занятие. Контроль знаний учащихся: игра «Узнай схему», «Убери лишнее». Выполнение практической работы (плетение образца в заданной технике). Проводится наблюдение за обучающимися в деятельности на занятиях.

Обработка данных. Освоение программы оценивают по следующим критериям, которые вносят в диагностическую карту:

С – сформирован.

ЧС – частично сформирован.

НС – не сформирован.

Умение готовить рабочее место к предстоящей работе:

сформирован: без напоминания готовит необходимые материалы к работе, правильно располагает их на рабочей поверхности;

частично сформирован: выполняет все необходимые действия после напоминания;

не сформирован: бездействует, самостоятельно затрудняется правильно расположить необходимые для работы материалы и выполняет все необходимые действия под контролем педагога.

Умение самостоятельно подбирать бисер по цвету и калибру соблюдать правила безопасной работы:

сформирован: соблюдает правила безопасной работы с ножницами, медной проволокой, бисером, использует материалы по назначению;

частично сформирован: во время работы однократно нарушает правила безопасной работы;

не сформирован: забывает закрыть ножницы и положить кольцами к себе, берет материалы в рот, низко наклоняется в момент обрезания проволоки и не всегда придерживая их.

Знает основные приемы бисероплетения :

сформирован: владеет изученными техниками плетения: плоскостное плетение, петельная техника, параллельное низание,

объемное плетении; самостоятельно применяет техники при создании изделий;

частично сформирован: владеет изученными техниками плетения, но при самостоятельной работе испытывает

затруднения, требуется консультация педагога;

не сформирован: владеет теоретическими знаниями техник плетения, но затрудняется при изготовлении изделия,

Умение свободно ориентироваться в схемах:

сформирован: «читая» схему предложенного изделия работает над изготовлением изделия самостоятельно;

частично сформирован: «читая» схему предложенного изделия работает над изготовлением изделия с помощью педагога;

не сформирован: затрудняется в «чтении» схемы, работает над изготовлением изделия с помощью педагога;

Умение создавать изделия самостоятельно:

сформирован: при изготовлении изделия передает пропорции, соотношение длины, ширины изделия, самостоятельно решает какую технику плетения использует при плетении выбранного изделия, сохраняется интерес к работе над изделием, ;

частично сформирован: в процессе работы над изделием внимателен, испытывает затруднения;

не сформирован: не получается самостоятельно изготовить изделие, испытывает затруднения при выборе изделия, «чтении» схемы, не желает закончить работу над изделием ;

Умение оценивать свою работу:

сформирован: умеет оценить свою работу рассказав о ней, умеет дать название работе, отмечает аккуратность плетения,

называет технику плетения, используемые приемы;

частично сформирован: умеет оценить свою работу, но рассказать о ней не может, затрудняется дать название работе,

отмечает аккуратность плетения, называет технику плетения, используемые приемы;

не сформирован: дает оценку своей работе не может рассказать о работе, умеет дать название работе, аккуратность плетения, затрудняется назвать технику плетения, используемые приемы.

Диагностическая карта изучения реализации программы

Педагог: ___

Год обучения: ___

Фамилия, Имя Умение готовить рабочее место Умеет самост. подбирать бисер по величине и по цвету Знает основные приёмы бисеропления Умеет ориентироваться в схемах Умеет самост. создовать изделия Умеет оценивать свою работу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4. Список литературы.

1. Аполозова Л. М. «Бисероплетение» – М., 1997.

2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

3. Бондарева Н. И. «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

4. Виноградова Е. «Бисер для детей» : Игрушки и украшения. – М. : «Эксмо»; СПб. : Валери СПД, 2004.

5. Исакова Э. Ю., Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.

6. Куликова Л. Г. Короткова Л. Ю. Цветы из бисера : букеты, панно, бутоньерки. – М. : Издательский дом МСП, 2001

7. Ю. Лындина «Фигурки из бисера». – М. : «Культура и традиции» 2001

8. Романова Л. А. «Магия бисера» : Новые идеи для рукодельниц. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.

9. Ликсо. Н. Л. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 20:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД