Лучший педагог года

Системно-деятельностный подход на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Наталья Андреева
Системно-деятельностный подход на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образова

ния[/b]

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Публикация «Системно-деятельностный подход на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку».

В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".

Чтобы разобраться, что такое системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками. Основная идея ДП связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Т. е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализаци.

Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть С-ДП к воспитанию, как подход личностно-ориентированный.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности.

Он предусматривает развитие умения:

Ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.

решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.

отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Деятельностный подход предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); Пример: Игровая ситуация «Гостья из сказки». На занятии к детям приходит Федора, рассказывает им, что от неё сбежала вся посуда. Воспитатель предлагает детям догадаться, кто пришёл к ним в гости. Дети знакомятся с Федорой, она просит помочь ей. Желание помочь определяет цель последующей деятельности детей.

• выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний; Пример: Как можно помочь Федоре? Составляется план:

1. Отправиться с Федорой в магазин игрушек и выбрать всё, что ей необходимо.

2. Научить Федору правильно обращаться с посудой.

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; Пример: Дидактическая игра «Магазин». Федора описывает предмет посуды или рассказывает о его назначении, дети стараются найти нужный предмет, называют его. Например: чтобы сварить суп, нужна (кастрюля)

• формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; Пример: Правильно ли мы купили посуду? (по размеру, цвету, назначению) Дидактическая игра «Подбери по цвету» Детям раздаются игрушечные чашки, предлагается самостоятельно подобрать к ним все остальные приборы по величине, по форме, по цвету. В речи активизируются названия предметов посуды, основных цветов.

• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач. Пример: Где у нас в саду посуда? Для чего она нужна? Что нужно делать, чтобы наша посуда от нас «не убежала?»

При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы:

1.Принцип субъектности воспитания: каждый ребенок – участник образовательных отношений - способный планировать, выстраивать, предполагать, может оценивать свои действия и поступки.

2.Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: (если в раннем детстве – это манипуляция с предметами (катится – не катится, звенит – не звенит и т. д., то в дошкольном возрасте – игра. Дети в игре становятся спасателями, строителями, путешественниками и т. д., которым приходится решать возникающие проблемы (Из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.)

3.Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. То есть, вместе со взрослым, ребенок узнает что-то новое, еще неизведанное – проводя совместные эксперименты, ребенок узнает, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.

Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:

«. исследуя, что ребёнок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

4.Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности: ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь полученные знания применять в повседневной жизни (бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит – он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит я их не буду рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности: у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме-утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор.

6. Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности: При подведении итогов, рефлексии, вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д. Вопросы должны быть проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т. д.

Ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому,

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности, оказывая кому – то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность.

8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности: педагог умело, ненавязчиво, организует и руководит деятельностью детей.

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Для того, чтобы активизировать детей, педагог может задать вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше перебраться на другой берег", «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался во двор к зайчатам?» и т. д. Замечайте конкретные заслуги каждого ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перебраться на другой берег», «Марина замечательно выполнила трудное задание ….» и т. д.

Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Литература:

1. А. Г. Асмолов. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.

2. Абдиллина Л. Э., Петерсон Л. Г., Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ. - 2013.-№ 2

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М. : Народное образование. -1998.- с. 60-65

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013

5. Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 19:22
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системно-деятельностный подход на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД