Получи документы

Опыт работы «Приобщение дошкольников к культуре чтения»

Людмила Рузанова
Опыт работы «Приобщение дошкольников к культуре чтения»

Приобщение дошкольников к культуре чтения

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к культуре чтения“» размещена в разделах

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и воспитатели дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решают воспитатели нашего ДОУ.

В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. При оформлении книжного уголка в младшей группе, помещаем туда книжки с картонными, плотными страничками, в твердом переплете. Когда детки научатся пользоваться этими «книжками», вносим в уголок первые настоящие книги. Они ярко, красочно оформлены, и это привлекает внимание малышей. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место). Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных «Программой в ДОУ». Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек, разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь. В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. Дети с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки. В старшем возрасте детей учим понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира, начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «Хороший-плохой». Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей. Нравятся детям экскурсии в городскую библиотеку. Воспитатель обращает их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

Важными условиями формирования будущего читателя в настоящее время является сетевое взаимодействие с учреждениями культуры (детскими библиотеками, театрами, досуговыми центрами) и взаимодействие с семьями воспитанников. В последнее время, особый интерес вызвали виртуальные экскурсии в сообществе «Мордовская республиканская детская библиотека» в Контакте (социальная сеть, мы с детьми активно участвуем в фоточелленджах, вернисажах, онлайн-выставках, акциях «Читаем вслух», просмотрах видеопрезентаций, подготовленных работниками библиотеки к памятным датам поэтов и писателей, праздникам. Кроме этого на протяжении нескольких лет сотрудничаем с журналом «Родничок», где публикуют стихи и рассказы воспитателей и воспитанников, рисунки детей.

Своеобразие системы работы мы видим в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, онлайн-выставки, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг.

Список использованной литературы:

1. Градусова Л. В., Левшина Н. И., Санникова Л. Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2016.–N4-3.–С. 38-41.

2. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения к чтению. –М. : Изд. Центр «Академия, 2004.-С. 165-179

3. Сомкова О. Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования// Детский сад: теория и практика. –2013. –N6.–С. 14-24.

4.https://www.maam.ru/detskijsad/priobschenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-k-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury.html

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы)V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы) Совсем недавно,25-26 марта,я приняла участие на v международном Байкальском Родительском Чтение "Приобщение к региональной культуре в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение дошкольников к культуре чтения»
Опубликовано: 23 августа 2021 в 20:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Приобщение дошкольников к культуре чтения»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рузанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД