МААМ-картинки

Дидактические игры в детском саду

Марина Мельничук
Дидактические игры в детском саду

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические, автодидактические, игры. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

Публикация «Дидактические игры в детском саду» размещена в разделах

Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра используется при обучению детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему хорошо известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Наоборот» и другие. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Водящий подходит к продавцу называя красочку. В этой игре много интересных игровых действий. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них в запасе всегда были такие игры, чтобы они сами могли организовывать их, быть участниками, болельщиками и справедливыми судьями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят пропадает интерес к игре (чаще происходит к настольно – печатным играм, необходимо совместно с ребятами придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. В играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимание к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и оставляет сотрудничества.

Самостоятельно играть дети могут в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.

Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр как у младших, так и у более старших детей.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещенные в удобные коробки и папки. Весь дидактический материал хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка.

Рекомендуемые игры для детей 3 – 4 лет.

o Игры с предметами («кукла Катя проснулась», «кукла Катя обедает», «новая кукла», «что изменилось? (игра с матрешками)», «чудесный мешочек», «такой листок – лети ко мне», «кто скорее соберет», «найди предмет по описанию», «подбери посуду для куклы», «больше – меньше»);

o Настольно – печатные («парные картинки», «сложи картинку», «лото», «чьи детки?», «кому, что нужно для работы?», «домино»);

o Словесные игры («когда это бывает?», «угадай, кто позвал», «коза рогатая», «заинька», «на птичьем дворе», «у медведя во бору», «конь», «петушок», «солнечные зайчики», «вороны», «пчелки», «еду – еду», «птицы и автомобиль»);

Рекомендуемые игры для детей 4 – 5 лет.

o Игры с предметами («из чего сделано?», «найди такую же», «магазин», «что кому?», «узнай, что изменилось?», «горячо – холодно», «дереву – беги!», «кто скорее соберет?», «что игрушка рассказывает о себе?», «кто что слышит?»);

o Настольно – печатные («парные картинки», «кто что делает», «не ошибись!», «домино», «лото», «охотник и пастух», «что лишнее?», «когда это бывает?»);

o Словесные игры («где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «мыши», «воробушки и автомобиль», «гуси», «гуси – гуси», «зеркало», «каравай», «добавь слово»);

Рекомендуемые игры для детей 5 – 6 лет.

o Игры с предметами («не ошибись!», «кто подойдет, пусть возьмет», «похож – не похож», «знаешь ли ты?», «чья одежда?», «вершки и корешки»);

o Настольно – печатные («кто построил этот дом?», «собери картинку», «путешествие по городу», «что где растет?», «зоологическое домино»).

o Словесные игры («отгадай – ка!», «магазин игрушек», «радио», «назови три предмета», «кому что нужно?», «вершки – корешки», «испорченный телефон», «кто ты?»).

Рекомендуемые игры для детей 6 – 7 лет.

o Игры с предметами («первоклассник», «что изменилось?», «для чего нужен предмет?», «кто потрудился?»);

o Настольно – печатные («из чего и кем сделано?», «от зернышка до булочки», «умные машины»;

o Словесные игры («да – нет», «похож – не похож», «отвечай быстро», «охотник», «подбери слово», «не ошибись!», «только на эту букву», «придумай предложение».

Публикации по теме:

Дидактические игры по изодеятельности в детском садуДидактические игры по изодеятельности в детском саду Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение.

Дидактические игры для детей 5–6 лет в детском садуДидактические игры для детей 5–6 лет в детском саду Дидактическая игра – это прекрасный способ развития и обучения ребенка в игровой форме. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослый.

Дидактические игры по Фэмп в детском садуДидактические игры по Фэмп в детском саду Дидактические игры по ФЭМП в детском саду. Игра- основной вид деятельности для дошкольника, в результате которой он познает мир.   Она.

Дидактические игры со счетными палочками в детском саду.Дидактические игры со счетными палочками в детском саду. Актуальность: Счетные палочки это богатейший материал для развития математических способностей детей, а также они способствуют развитию.

Игры и конкурсы в детском саду на 8 МартаИгры и конкурсы в детском саду на 8 Марта Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам при организации мероприятий в детском саду, посвящённых 8 Марта. Чтобы праздник.

Увлекательные игры с прищепками в детском садуУвлекательные игры с прищепками в детском саду Ко Дню прищепок на МAAM «Увлекательные игры с прищепками». (Из опыта работы).Важной задачей дошкольного образования при реализации ФГОС.

Летние игры в детском саду-фотоотчётЛетние игры в детском саду-фотоотчёт Лето – чудесное время года. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие.

Музыкально-дидактические игры в детском саду Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению.

Настольные игры в детском садуНастольные игры в детском саду «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Сюжетно-ролевые игры в детском садуСюжетно-ролевые игры в детском саду Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры в детском саду
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 15:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мельничук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД