Папки-передвижки

Конспект беседы в старшей группе «Как нужно измерять?»

Nelli Glebova
Конспект беседы в старшей группе «Как нужно измерять?»

Цель: Ознакомление детей с разными видами измерений.

Люди научились измерять достаточно давно, как только начали зарождаться первые «рыночные отношения» в племенах и общинах. Сначала это был честный бартер различными товарами, продуктами, животными, орудиями труда, все измерения производились достаточно грубо, часто встречалось несоответствие единиц, по которым происходил обмен, из-за чего возникали споры между продавцом и покупателем и т. д. Чтобы устранить разногласия, наиболее развитые страны начали думать о том, как все это унифицировать. Так появились первые эталоны мер длины, веса, времени.

Публикация «Конспект беседы в старшей группе „Как нужно измерять?“» размещена в разделах

И так, давайте узнаем, что такое измерение. Измерение - совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).

Измерения имеют древнее происхождение - они относятся к истокам возникновения материальной культуры человечества. Когда человек научился изготовлять орудия труда, пользоваться ими и воздействовать на окружающую его природу, он стал производить измерения. В самых древних памятниках человеческой культуры имеются указания об измерениях, производимых человеком.

Первыми измерениями были : измерения времени (вернее определение времени, необходимые для правильной организации сельскохозяйственных работ и распределения рабочего времени в течение дня; измерения площадей и расстояний, связанные с участками обрабатываемой земли, пастбищами, местами охоты; измерения объема и массы, главным образом для оценки количества зерновых культур и других ценностей. Позднее, но все еще в очень отдаленные времена, в связи с ростом строительной техники, особенно развились измерения площадей, объемов, углов различных геометрических фигур и тел.

В самом далеком прошлом измерения были весьма примитивны и имели цель определить, какая из двух или нескольких величин больше и какая меньше. Например, какое расстояние или какой путь из двух возможных до какого-либо места короче, какая площадь земли больше, какая масса или объем больше и какая меньше. Такие измерения производились на глаз, на мускульное ощущение (взвешивание на руках, на продолжительность ходьбы. Затем измерения стали преследовать цель найти, во сколько раз одна величина больше или меньше другой. На втором этапе человек сопоставлял и сравнивал наблюдаемые им предметы и величины с размерами собственного тела. Первые единицы длины он отождествлял с частями своего тела: длина локтя, ступни, расстояние между концами большого пальца и мизинца при наибольшем раздвижении пальцев, длина между концами вытянутых в стороны рук и т. п. Единицей для измерения больших расстояний служило расстояние, на которое можно было бросить камень, или расстояние, которое можно пройти за день, от зари до зари. Объем измерялся горстью или охапкой. Масса оценивалась по весу предмета, который легко поднимал человек.

Конечно, все эти и подобные им меры и единицы были произвольными, случайного порядка. Позднее они приобрели вид вещественных мер: локоть или ступня ноги - в виде бруска равной им длины; меры массы - в виде той или иной формы гирь, изготовленных из камня или металла; для измерения вместимости или объема жидких тел применялись скорлупа кокосового ореха определенной емкости или другие сосуды.

С течением времени, в связи с ростом культуры и развития ремесел и торговли, меры совершенствовались, узаконивались, появилась взаимозависимость между мерами отдельных величин.

Вплоть до конца средних веков измерения ограничивались измерениями времени, геометрических размеров и массы. В XIV - XVI в. в. начался бурный расцвет ремесел, наук, искусств, архитектуры. Вместе с развитием науки появляется необходимость в измерении разного рода вновь открытых величин или величин, начавших играть значительную роль в науке и технике. Так в XVII в. появились барометры для измерения давления воздуха, гигрометры для определения его влажности; термометры для измерения температуры; манометры для измерения давления воды.

«В XVIII веке появились динамометры для измерения силы, калориметры для измерения количества теплоты, начали производиться измерения некоторых световых величин. В связи с изобретением паровых машин и распространением механических двигателей возникали понятия о работе и мощности, появились единицы для их измерения : пудофут, лошадиная сила. В середине XIX в. начали измеряться электрические величины, получили дальнейшее развитие световые измерения.

В конце XIX и в начале XX в. в. были открыты новые физические явления и в связи с этим появились новые виды измерений : в области рентгеновских лучей, радиоактивности, и, наконец, в области молекулярной и атомной физики.

В настоящее время нет ни одной области знаний, где измерения не играли бы огромной роли. Наука, техника, промышленность, торговля, строительное дело, транспорт всех видов, здравоохранение, просвещение, искусство и т. д. - все эти области не могут обойтись без измерений

«Самыми распространенными древними мерами длины из упоминаемых в древнерусских летописях были локоть и сажень. Локоть - длина “от локтя до переднего сустава среднего перста” - был примерно равен 44,5 см. Сажень равнялась 3 локтям. В XVII в. сажень была приравнена 3 аршинам. Аршин впервые упоминается в царских грамотах XVI в., он равнялся 27 английским дюймам. В XVIII в. аршин в законодательном порядке был приравнен к 28 английским дюймам.»1

Для измерения больших расстояний применялась верста, упоминаемая впервые в актах XI в. Древняя верста считалась равной 750 саженям. В некоторых исторических документах встречаются упоминания о версте в 600, 650, 750 и даже 1000 саженей. В XVIII в. верста была окончательно приравнена к 500 саженям.

Единицами для измерения земельных площадей были десятина и четверть, впервые упоминаемые в актах XV в. Вначале десятина была равна 2500 кв. саженям (площади квадрата, сторона которого равна 50 саженям - одной десятой версты, откуда, вероятно и название десятина). Позднее, в XVIII веке, появились десятины в 3200 кв. саженей (сороковая или хозяйственная, равная площади 40 x 80 кв. саженей) и в 2400 кв. саженей (тридцатка или казенная, равная 30 x 80 кв. саженей, четверть или четь - вдвое меньше десятины.

Древнейшими мерами массы были гривна и золотник. Меры массы были тесно связаны с денежными единицами. До XII в. плата за товары производилась кусками серебра определенной массы, на которых делались надрубы, чтобы их было легче разламывать на части. Такие куски серебра назывались гривнами, масса их представляла собой единицу массы. От отрубленных частей гривны произошло впоследствии название денежной единицы рубль. Вес гривны в разных местах и в разное время был неодинаков. Так, гривна новгородская равнялась 96 золотникам. Золотник представлял собой массу византийского золотого червонца - динария весом около 4 г. ( отсюда и пословица: “Мал золотник, да дорог”). Впоследствии гривна стала называться фунтом.

Из большого числа мер жидких тел распространенными были бочка, ведро и штоф. В XVIII в. было установлено, что бочка содержит 40 ведер; ведро равнялось 8 штофам или 10 кружкам, или 20 бутылкам, или 100 гаркам. Позднее, в XIX в., штоф был приравнен кружке и равнялся двум бутылкам.

Древние русские меры постепенно совершенствовались, их размеры уточнялись. Одни меры выходили из употребления, другие, наоборот, узаконивались различными государственными актами (грамотами Ивана Грозного, “уложениями” царя Алексея Михайловича, “приказами” и “указами” Петра I и другими). В 1736 г. была создана комиссия по мерам и весам, которая занималась созданием образцов русских мер. Ею был установлен размер русского фунта, который позднее был осуществлен в виде образца, получившего название бронзового золоченого фунта 1747 г. В 1797 г. был издан закон “Об учреждении повсеместно в Российской империи верных весов, питейных и хлебных мер”.

В заключение приведем соотношения между русскими и метрическими мерами:

1 аршин = 28 дюймам = 0.71120 м;

1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 м;

1 верста = 500 саженям = 1,0668 км;

1 десятина = 2400 кв. саженям = 10925 м2 (1,0925 га);

1 четверть = 8 четверикам = 209,9 дм3 (209,9 л);

1 пуд = 40 фунтам = 16,38 кг;

1 фунт = 409,5 г;

1 золотник = 4,266 г;

1 ведро = 30 фунтов воды.

Публикации по теме:

Конспект беседы по формированию КГН «Расскажем тетушке Улитке, как нужно вести себя за столом» КГН. Конспект беседы на тему «Расскажем тетушке Улитке, как нужно вести себя за столом» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах.

Конспект беседы «Мы все разные, но мы все равны» в старшей группе Цель: формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Задачи: 1. Учить детей выделять характерные особенности.

Конспект беседы «Непокоренный Ленинград» в старшей группе Цель: воспитание патриотизма. Задачи: показать подвиг ленинградцев, используя ИКТ; воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.

Конспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка»Конспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка» Цель: развивать интерес к празднику Новый год Материал: Презентация «Дед Мороз и Снегурочка» Содержание 1. Рассказ о наступающем празднике.

Конспект беседы в старшей группе «Дикие животные»Конспект беседы в старшей группе «Дикие животные» Тема: Беседа «Дикие животные» в старшей группе. Цель: сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги,.

Конспект беседы «Моя мамочка родная» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. Задачи: Расширять.

Конспект беседы в старшей группе «Первоцветы» ко Дню первоцветов на МAAMКонспект беседы в старшей группе «Первоцветы» ко Дню первоцветов на МAAM Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект беседы о том, как мы в старшей группе беседовали о подснежниках: мать-и.

Конспект беседы «Письма добра» в старшей группеКонспект беседы «Письма добра» в старшей группе «Чтобы поверить в Добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой). Ход беседы: Дети под песню «Барбарики (Что такое доброта)» рассаживаются.

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе «Свет зазря не нужно жечь, очень важно свет беречь! Электричество» Цель - формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни. Задачи. Образовательные: 1. Расширять представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы в старшей группе «Как нужно измерять?»
Опубликовано: 31 марта 2022 в 10:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы в старшей группе «Как нужно измерять?»» (включая файлы) размещена пользователем Nelli Glebova в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД