Получи документы

Беседа «900 дней и ночей Ленинграда»

Светлана Баун
Беседа «900 дней и ночей Ленинграда»

- Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда подходит их время. Но есть среди них одна, о которой мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война.

- 22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, выставочные залы.

- В кинотеатрах идут фильмы “Свинарка и пастух”, “Веселые ребята”, “А если завтра война…”

- …А война была даже не завтра, война была сегодня….

/Звучит “Священная война”/.

Публикация «Беседа „900 дней и ночей Ленинграда“» размещена в разделах

- Около 4-х часов утра этого светлого, солнечного дня германские войска нарушили границу Советского Союза, и началась Великая Отечественная война.

- Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой. Кованые сапоги гитлеровской армии уже ступили на нашу землю.

- Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: “Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки. ”

- Так и поступали фашистские захватчики. Они разрушали, грабили, уничтожали, и убивали, убивали, убивали …

Музыка

- Но особое место в военной летописи занимает героическая оборона Ленинграда. На долю жителей которого выпали неимоверные лишения и трудности.

- Ленинградцы жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. И не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – это каждодневный подвиг.

Учитель - Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно – морского штаба “О будущности Петербурга” от 22 сентября 1941 года: “Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города”.

- В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты.

- Но, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

- На защиту Ленинграда поднялись все его жители. Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.

Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского “Самсона”

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд… /В. Инбер/

- Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.

- И наравне со взрослыми переносили все тяготы блокады.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется…А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах, расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

“Где твоя мама, мальчик”?

- “Дома”.

“А где твой дом, сынок”?

- “Сгорел”.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

- Все в нашей стране знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

- В те жуткие дни Таня вела дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

На сцену выходят девочки.

Они по очереди читают записи:

- “Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г. ”,

- “Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. ”,

- “Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. ”,

- “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. ”,

- “Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г. ”,

- “Савичевы умерли”.

- “Умерли все”.

- “Осталась одна Таня”

/Стук метронома /

- Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Блокада – далеко как это слово…

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы.

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах,

Своих детей на кладбище нести.

- И вызовом врагу стала работа 40 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, ленинградские дети учились.

Писатель А. Фадеев сказал: “И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились”.

- В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – “буржуйка” не могла его обогреть.

- Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятия – после похорон. /Ю. Воронов/

- С тех пор прошло уже более 60 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Люди бережно хранят в памяти подвиг защитников Ленинграда.

- Но разве может кто-нибудь забыть,

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить,

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

- Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук “Воздушная тревога”,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой, по Ладожской дороге?

- Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

/Фото Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге/

- Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней. Вечная им память!

Публикации по теме:

Презентация «Блокада Ленинграда» Презентация «Блокада Ленинграда» Цели: Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к её героическому прошлому.

Занятие с детьми подготовительной группы к 75-летию освобождения Ленинграда «Нам не забыть страшных дней Ленинграда» «Нам не забыть страшных дней Ленинграда…» Занятие с детьми подготовительной группы (к 75-летию освобождения Ленинграда) Цель: Расширить.

Беседа «Блокада Ленинграда» На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная…. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и.

Презентация «Блокада Ленинграда» Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней.

Беседа в младшей группе «Детям о блокаде Ленинграда»Беседа в младшей группе «Детям о блокаде Ленинграда» Беседа в младшей группе Тема : Детям о блокаде Ленинграда Цель : воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. рассказать детям.

Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда»Фотоотчет «Беседа о блокаде Ленинграда» В рамках ежемесячного календарного планирования в нашей группе вновь состоялась встреча с Кожекиной Эльвирой Александровной заведующей методическим.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, - развивать у детей интерес к истории своей страны, - формировать.

Серия бесед о здоровом образе жизни для детей дошкольного возраста. Беседа пятая «Не боимся мы дождей и Осенних хмурых дней!» Быстро пролетают теплые солнечные летние деньки, вот уже заморосили холодные дожди, задули порывистые ветры. Пришла в наши края осень. Осенние.

Фотоотчет «Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» с круглосуточной группой детского сада»Фотоотчет «Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» с круглосуточной группой детского сада» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. И сегодня жизненно важно возродить.

Конспект тематического занятия в старшей группе, посвященного годовщине блокады Ленинграда «900 дней мужества» Тематическое занятие в старшей группе, посвященное годовщине блокады Ленинграда "900 дней мужества". Автор: воспитатель Матковская Ю. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «900 дней и ночей Ленинграда»
Опубликовано: 31 августа 2019 в 21:58
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «900 дней и ночей Ленинграда»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Баун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД