Лучший педагог года

Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники

Галина Семушина
Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники

Проект

Автоматизация звуков

с использованием мнемотехники

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор : воспитатель коррекционной группы

Семушина Галина Владимировна

Тема проекта : «Автоматизация звуков

с использованием мнемотехники»

Вид проекта долгосрочный (учебный год, групповой

Тип проекта :познавательно- речевой направленности

Публикация «Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники» размещена в разделах

Участники проекта : дети – педагоги - родители.

Сроки выполнения проекта :2023-2024г

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский.

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Актуальность проекта.

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речью. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Теоретическое обоснование проекта

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Цель проекта :

Данный проект направлен на автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков у детей с нарушениями речи путем использования мнемотехники.

Задачи проекта :

•ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;

Обогащение словарного запаса.

Автоматизация, дифференциация звуков у детей.

участники проекта : дети коррекционной группы (старший-подготовительной группы)

сроки реализации проекта : долгосрочный (с сентября по май)

Пути реализации:

тематические занятия (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные).

консультации для родителей, статьи в уголок для родителей.

оформление иллюстраций, картинок, альбомов по мнемотехнике (в соответствии с тематикой недели).

использование ИКТ (ролики с музыкальными стихотворениями для закрепления звуков).

Наглядности (большое количество наглядного материала). /

Доступности (материал соответствует возрасту).

Практические задания.

Работа с мнемотаблицами и пиктограммами

Разучивание скороговорок по мнемотаблицам

Участие в инсценировках с мнемотаблицами

Изготовление мнемотаблицами

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, альбомов, иллюстраций….

• Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.

2. Основной этап.

• Проведение НОД, (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) :

1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

Виды заданий:

-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

.3 Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

3. Заключительный этап:

Проведение итогового занятия «Всех скороговорок не перегоаорить!» (май)

Выставка рисунков детей «Моя любимая сказка» (мнемотаблица).

Игра: «Что,где,когда?»

Список использованных источников :

1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

2. Чохолидзе Т. Учим стихи по картинкам. М. : Просвещение. 2006.

3. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 200

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд. ,дораб. – М. : Просвещение, 1998

5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. М. : Просвещение. 1990.

6. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1999.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г]Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру.

Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’]Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’] Предлагаю вашему вниманию игру, для создания которой понадобились старые компьютерные диски, разноцветные пластмассовые брелки для ключей,.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная реакция»Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная реакция» Прототипом послужила настольная игра «Цветная реакция», цель игры автоматизация звуков Л, Р в различных позициях слова, развитие внимания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 15:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Галина Семушина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД