Лучший педагог года

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики

Кристина Велиева
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Публикация «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики» размещена в разделах

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. - показали важность младшего дошкольного возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, то есть периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.

Цель исследования: разработать и апробировать комплекс образовательных мероприятий по технике тесто пластики, направленный на обогащение активного словаря у дошкольников раннего возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста.

2. Изучить положения ФГОС дошкольного образования по развитию речи детей раннего дошкольного возраста.

3. Определить средства, методы, технологии обогащения активного словаря детей раннего дошкольного возраста.

4. Разработать комплекс образовательных мероприятий по техники тестопластика, направленный на обогащение активного словаря детей раннего дошкольного возраста.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса образовательных мероприятий.

6. Апробировать и оценить эффективность исследования по развитию активного словаря у детей раннего дошкольного возраста.

В дипломной работе использовалась диагностическая методика определения уровня форсированности словаря младших дошкольников О. С Ушаковой, Е. М Струниной.

На основе этой методике был разработан комплекс образовательных мероприятий «Яркие ладошки».

Цель комплекса «Яркие ладошки» : повысить уровень обогащения активного словаря детей раннего дошкольного возраста.

Задачи комплекса «Яркие ладошки» :

1) Обогатить развивающую предметно-пространственную среду младшей группы дидактическими играми, иллюстрациями, творческими работами детей, чтобы повысить их интерес к запоминанию и произношению новых слов, обогащающими их активный словарь.

2) Создать условия для интеграции игровой деятельности детей с продуктивной, музыкальной и другими видами деятельности, чтобы стимулировать обогащение активного словаря.

3) Воспитательные задачи: развивать культуру речевого общения, формировать нравственные качества личности, формировать умение слушать психолога и ребят, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

4) Формировать предпосылки универсальных учебных действий у детей раннего дошкольного возраста : осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свои мысли.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 комбинированного вида» г. Пикалево

В эксперименте принимала участие группа детей раннего дошкольного возраста (3 — 4 года) в количестве 17 человек: 9 — девочек и 8 — мальчиков.

После изучения теоретических вопросов по проблеме обогащения словаря у детей раннего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы проводилось обследование словаря детей, с целью выявления уровня его развития.

На констатирующем этапе эксперимента мы использовали серию заданий для исследования словаря детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной. Данная методика предназначена для выявления уровня обогащения словаря детей раннего дошкольного возраста.

Следующим шагом нашего исследования было изучение условий развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие ребенка раннего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по обогащению активного словаря.

Следующим нашим шагом было изучение интеграции различных видов деятельности в первой младшей группе.

Полученные данные о состоянии активного словаря у детей, а также наши наблюдения свидетельствуют о том, что в группе недостаточно реализовывается интеграция игровой деятельности с продуктивной и музыкальной деятельностью, что в большей степени повышает интерес детей к запоминанию и произношению новых слов, обогащающих их словарь.

Интеграция деятельности в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Итак, результаты диагностики и анализ развивающей предметно-пространственной среды натолкнули на мысль о необходимости создания и проведения комплекса образовательных мероприятий, направленных на обогащение словаря детей раннего дошкольного возраста, и нашли отражение в следующем параграфе нашей работы.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, природный материал);

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты, аппликация.

На основе изучения программы Д. И. Воробьевой «Гармония развития» была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Одной из важных задач, стоящих перед психологом дошкольного учреждения является - развитие мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию.

Удачное применения – тестопластика, как средства развития речи у детей раннего дошкольного возраста, в частности обогащения их активного словаря.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Поэтому при организации продуктивной деятельности по тестопластике широко используют пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, а также упражнения для рук с предметами. В работе с детьми учитывают их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия можно проводить в спокойной атмосфере, под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию напряжения.

Для обогащения активного словаря детей раннего дошкольного возраста был разработан комплекс образовательных мероприятий «Яркие ладошки». Представим пояснительную записку комплекса образовательных мероприятий по обогащению активного словаря детей раннего дошкольного возраста.

Пояснительная записка к комплексу образовательных мероприятий «Яркие ладошки».

Цель: повысить уровень обогащения активного словаря детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Обогатить развивающую предметно-пространственную среду младшей группы дидактическими играми, иллюстрациями, творческими работами детей, чтобы повысить их интерес к запоминанию и произношению новых слов, обогащающими их активный словарь.

2) Создать условия для интеграции игровой деятельности детей с продуктивной, музыкальной и другими видами деятельности, чтобы стимулировать обогащение активного словаря.

3) Воспитательные задачи: развивать культуру речевого общения, формировать нравственные качества личности, формировать умение слушать психолога и ребят, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

4) Формировать предпосылки универсальных учебных действий у детей раннего дошкольного возраста : осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свои мысли.

Контрольный этап эксперимента предполагал анализ результатов, полученных при реализации разработанного комплекса мероприятий по обогащению словаря у детей раннего дошкольного возраста.

Результативность реализации комплекса мероприятий «Яркие ладошки» мы проверяли по тем же диагностическим методикам, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Как видно из таблицы, у детей преобладает средний уровень обогащения словаря – 11 детей (54%) и 7 детей показали высокий уровень обогащения словаря (46%). Низкий уровень обогащения словаря не был выявлен.

Проведение контрольной диагностики показало следующую динамику обогащения активного словаря:

Высокий уровень обогащения словаря показали – 46% детей. У таких детей все параметры словаря находятся на высоком уровне. Они содержательно, логично, последовательно излагают свои мысли, в речи используют как простые, так и сложные предложения. Речь формировалась грамматически правильно.

Средний уровень обогащения словаря был обнаружен у 54% детей. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложение использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению. Низкий уровень обогащения словаря не был обнаружен у детей.

Дошкольники, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить с взрослыми, охотнее общаться со сверстниками.

В соответствии с методикой, проведем математико – статистическую обработку результатов исследований. Выборка небольшая (17 детей) поэтому можно использовать критерий Манна - Уитни.

Полученные нами в ходе исследования цифровые данные были подвержены математической обработке и занесены в таблицы. Данный метод позволяет количественно оценить происходящие изменения. Информация становится более объективной.

Полученное эмпирическое значение Uэмп(77, Uэмп(88, Uэмп(107,5) находится в зоне значимости.

Вывод: Различия между рассматриваемыми экспериментальной и контрольной группой значимы.

Результаты исследования показали, что уровень обогащения активного словаря дошкольников стал значительно выше. Теперь он соответствовал норме для данного возраста.

Результаты, полученные в исследования, полностью подтвердили наше предположение о том, что разработанный нами комплекс мероприятий, направленный на обогащение активного словаря у детей раннего дошкольного возраста, эффективен, тем самым доказав выдвинутую гипотезу. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные нами цели были достигнуты, гипотеза подтверждена, задачи выполнены, исследование завершено.

Литература

1. Авдеева Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения. -М. Прайм-Тайм, 2012. - 426 с.

2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.

3. Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2012.

4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. Пособие / А. М. Бородич- 4-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 256с.

5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014.

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - Спб. : 2001. - 208 с. - (Серия "Психология-классика").

7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 2009

8. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М. :Знание, 2010.-94с.

9. Воробьева Д. И. Гармония развития : интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г. – 144с.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2012. 352 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорного слова» Конспект занятия Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорного слова. Цель: Развитие познавательной и речевой активности.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (Цветочный город) 143405, Московская область, г. Красногорск,.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром «Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше чем вчера, называется потерянным.

Развитие речи детей раннего возраста посредством реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться говорить….

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора подготовила воспитатель: Джиоева Развитие.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Если руки неумелы, Если пальчики несмелы, Трудно ручку удержать, Буквы.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 21:52
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством тестопластики» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Велиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД