Лучший педагог года

Активация речи дошкольников на музыкальных занятиях

Кристина Черныx
Активация речи дошкольников на музыкальных занятиях

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д.

Публикация «Активация речи дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно.

Каждый структурный момент НОД может способствовать развитию речи. Дети узнают новые слова, учатся произносить четче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция. Слушание музыки Обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции. Музыкально-ритмические движения Дети повторяют за воспитателем задание упражнения или игры, соотнося уже свои собственные слова и движения. Музицирование Способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии. Игра, танец Способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания. Разберем на конкретном примере, как именно в процессе музыкального занятия можно развивать речь ребенка.

Каждое занятие начинается с приветствия, что немаловажно, так как малыши таким образом учатся вежливости и налаживанию контакта с окружающими. Далее следует разминка и структурный момент «Музыкально-ритмические движения». Данный момент помогает детям активизироваться, улучшить свои двигательные навыки, а также закрепить навыки выполнять движения в соответствии с указаниями музыкального руководителя. Возможно проведение небольшого игрового момента. Далее следует структурный момент «Музицирование» — ребята на детских музыкальных инструментах подражают звукам природных явлений. После снова следует игровой момент «Музыкальная лесенка», где ребята определяют высоту звуков и как она меняется и высказывают свои мнения по этому поводу, что способствует развитию мышления и способности выражать свои суждения по поводу услышанного. Следующий структурный момент «Слушание», где ребята по звучанию узнают и называют знакомое произведение, данный момент направлен на тренировку слуховой памяти и способности запоминать названия услышанных ранее произведений. Далее производится подготовка речевого аппарата воспитанников к пению посредством распевания, после исполняется уже выученная ранее песня «Весенний хоровод" (структурный момент «Пение», посредством которого дети тренировали способность запоминать и воспроизводить тексты песни). Завершается занятие двумя структурными моментами «Игра, танец» и «Музыкально-ритмические движения» : сначала проводится словесно-ритмическая игра,после игра на мышление. Занятие включает в себя импровизационный момент с использованием детских музыкальных инструментов — импровизация очень важный аспект в музыкальном воспитании, так как она способствует развитию детского самостоятельного творчества, позволяет ребенку играть не так, как надо, а так, как хочет именно он, проявить свое «Я» в музыке, также позволяет обнаружить задатки музыкального таланта. Завершаем занятие пляской «Приглашение», которая также способствует развитию коммуникативных навыков детей, так как для приглашения на танец нужно умение налаживать контакт и договариваться. Таким образом, на основании разбора примера НОД можно сделать вывод о том, что разные структурные моменты НОД способствуют развитию речи согласно той деятельности, которая в конкретном моменте производится. Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются логоритмика и фоноритмика — это системы методов и приемов, способствующих развитию речи. Определим отдельно каждое из понятий. Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Таким образом, в направлении «Музыка» есть множество средств и методов для развития речи воспитанников.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Использование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУИспользование камешков Марблс на музыкальных занятиях в ДОУ Использование камешек марблс на музыкальных занятия в ДОУКак правило камешки марблс предназначены для игр, для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активация речи дошкольников на музыкальных занятиях
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 10:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД