Получи документы

НОД в подготовительной группе «Знакомство с жизнью и бытом русского народа»

Ясуркаева Зарема
НОД в подготовительной группе «Знакомство с жизнью и бытом русского народа»

Цель:

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;

Публикация «НОД в подготовительной группе „Знакомство с жизнью и бытом русского народа“» размещена в разделах

развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Оборудование: предметы быта и старины русского народа, костюмы русского народа русская печь, тканные дорожки, вязанные кружки.

Словарная работа: изба, ухват, берестяные полоски

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Ход НОД

(дети входят в зал, их встречает хозяюшка).

Воспитатель: – Милости просим, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рада видеть вас у себя в гостях!

Прошу ко мне в избу, будьте как дома, присаживайтесьпо ближе к печи. Сядем рядком, да поговорим ладком. Гость на порог — хозяину радость.

Воспитатель: Сегодня я вас пригласила к себе домой в русскую избу. А я хозяйка этого дома. И встречаю я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

В избе была одна комната- горница, она была и кухней и спальней. Вот и у меня небольшая горница, да красивая какая!

В каждой горнице был красный угол с иконами и лампадой

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку: Самым главным в избе была печь.

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Да, в каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила, всю семью. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, так же можно было сушить грибы, ягоды и разные полезные травы, сушили одежду и даже мылись, на печи спали младшие детки и старики, печь и лечила людей.

Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Готовили пищу в чугунах. Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве, чугунок, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров.

А дрова укладывали с помощью Кочерги - предмет для печи, которым

распределяли дрова.

Эх, гори, гори ясно!

(игра «Гори, гори ясно».

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

А когда хозяйка стряпала хлеб или пироги,муку сеяла через сито и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Не далеко от печи на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. хозяйка могла покачать младенца когда он плакал.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка была и источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. лапти. Лапти - плетёная обувь из лыка или бересты

Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи

-А вот стоит прялка. на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления

Загадка

Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь. (Веретено) .

Девочка должна была уметь прясть уже с 6-8 лет,, чтобы приготовить себе приданное,вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(Давайте попробуем)

Готовили пищу в чугунах, чай пили из

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

Самовар был предметом роскоши, а так же предметом первой необходимости. В бедных семьях чай пили с кусочками сахара, а в богатых с медом, вареньем. И баранками.

Воду для самовара приносили вёдрами, при этом использовали коромысло

(пробуем носить коромысла)

Мебель в русской избе : столы лавки, шкаф для посуды, да сундук, где хранили одежду

СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Столы были большими, т к семье было много детей, лавки тоже были длинными и широкими, чтобы все могли сесть за большой столь, вечером на лавках спали.

Пальчиковая гимнастика.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

Да веселая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Качаются

(Загнуть мизинцы)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

УХВАТ ИЛИ РОГАЧ – его использовали для того, чтобы достать из печи чугунок с горячей едой на стол

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него. .

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)

Излюбленная одежда на Руси: рубахи да сарафаны. Для глажки белья использовали рубель, позже чугунные утюги. (Пробуем гладить,раньше засыпали в утюг? (угли)

Хороводами да Частушками веселил народ душу русскую…

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) .

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются) .

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) .

Да за ленточку держись.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что вы узнали нового. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Глиняная посуда для молока (Крынка)

9) Украшает пол в избе (коврик, половица)

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

В какие русские народные игры вы играли?

А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к мне в гости я угощаю вас баранками. Спасибо дорогие гости, что пришли ко мне в избу до свидания!

Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Дидактическое пособие из ткани «Терем» для ознакомления с жизнью и бытом славянДидактическое пособие из ткани «Терем» для ознакомления с жизнью и бытом славян В рамках проекта «Наследие народов России» педагогами детского сада «Умка» проводятся тематические выставки, мастер - классы, экскурсии.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Знакомство с жизнью и бытом русского народа»
Опубликовано: 7 января 2023 в 18:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе «Знакомство с жизнью и бытом русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Ясуркаева Зарема на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД