Получи документы

Экспериментирование в детском саду

Лариса Бойчак
Экспериментирование в детском саду

«Экспериментирование в детском саду»

Актуальность:

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное выразить себя.

Публикация «Экспериментирование в детском саду» размещена в разделах

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, мы будем изучать неживую природу.

Посмотрим на волшебный мир экспериментирования глазами детей.

Предлагаю вашему вниманию образцы экспериментов с воздухом, магнитами, водой и статическим электричеством.

Воздух

Опыт № 1

«Почему бутылка не тонет»

Ход исследования.

Плотно закройте пробкой пустую пластиковую бутылку, и опустите в большую ёмкость с водой. Пусть дети постараются «утопить» бутылку. Почему они не могут это сделать? В бутылке есть воздух, он легкий, бутылка всплывает и не тонет в воде. Повторите опыт с этой же бутылкой, но наполненной водой. Что происходит теперь? Почему бутылка тонет?

Вывод. В первой бутылке был воздух, во второй – вода. Воздух легче воды, поэтому первая бутылка плавала, а вторая опустилась на дно.

Связь с повседневной жизнью. Человек накачивает воздух во многие предметы, которые должны плавать. Вспомните их.

Опыт № 2

«Подводная лодка из винограда»

Ход исследования.

Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

Вывод. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Связь с повседневной жизнью. Люди используют эту способность воздуха в кругах и нарукавниках для плавания.

Опыт № 3

«Как взвесить воздух»

Ход исследования.

Попробуйте взвесить воздух. Возьмите палку около 60 сантиметров. На её середине закрепите веревочку, а к обоим концам привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку с шариками в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что случиться, если один из шариков проткнуть иголкой. Проткните иголкой один из воздушных шаров. Что происходит? Воздух из шарика выходит, и конец палки поднимается вверх. Почему? Шарик без воздуха стал более легким. Что произойдет, если мы проткнем и второй шарик? Проверьте на практике предположения ребят. Равновесие снова восстанавливается. Значит, шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод. Воздух имеет вес. Поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.

Связь с повседневной жизнью. Дети повторяют опыт дома с родителями, используя шарики разной формы и размера.

Вода

Опыт № 1

«Цветы лотоса»

Ход исследования.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вывод. Вода впитывается в пористые предметы, которые в неё попадают.

Связь с повседневной жизнью. Сбор пролившейся воды тряпочкой, полив цветов в горшках, размачивание глины для лепки.

Опыт № 2

«Чудесные спички»

Ход исследования.

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Вывод. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Связь с повседневной жизнью. Рассказ о «размачивании» деревянных бочонков, закреплении на рукоятках молотков и топоров.

Магнит

Опыт № 1

«Варежка с секретом»

Ход исследования.

Сделайте «волшебную» варежку, прикрепите внутри неё магнит. (Дети об этом знать не должны) Предложите им надеть варежку и провести ею над подносом с мелкими металлическими предметами. Что происходит? Как дети думают, в чем волшебство варежки?

Вывод. Магниты притягивают металлические предметы потому, что в ней спрятан магнит.

Связь с повседневной жизнью. Магниты притягивают металлические предметы. Есть специальные большие магниты. С их помощью из мусора достают металлические изделия, из которых на заводе, после переплавки делают новые металлические предметы.

Опыт № 2

«Притягивает ли магнит через бумагу»

Ход исследования.

Из скрепок, высыпанных на пластиковую тарелочку, делаем бусы. Затем накройте её листом бумаги и повторите опыт. «Работает» ли магнит?

Вывод. Магнит притягивает предметы даже через бумагу.

Связь с повседневной жизнью. Пусть дети поднесут магнит к разным предметам через бумагу и сделают выводы.

Опыт № 3

«Действует ли магнит в воде»

Ход исследования.

Проверьте, действует ли магнит в воде. Для этого положите на дно таза с водой металлические предметы и попробуйте их вынуть с помощью магнита подвешенного на веревке.

Вывод. Магнит притягивает металлические предметы через воду.

Связь с повседневной жизнью. Поскольку магнит притягивает металлические предметы через воду, дети играют в игру «Рыбалка». Из таза с водой вылавливаются рыбки, благодаря тому, что на удочке магнит, а на рыбках кусочки металла.

Статическое электричество

Опыт № 1

«Танцующая фольга»

Ход исследования.

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Так же можно взять пластмассовую палочку и потереть её о шерстяную ткань. Полоски начнут "танцевать".

Вывод. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные элементы электрического тока.

Связь с повседневной жизнью.

Опыт № 2

«Летающие бабочки»

Ход исследования.

Детям предлагают вырезанные бабочки из цветных салфеток (небольшого размера, и пластиковые палочки. Вначале предлагается прикоснуться палочкой к бабочке и прокомментировать результат, затем потереть палочку о шерстяную ткань, и снова прикоснуться к бабочкам. Бабочки взлетели.

Вывод. Возникшее в ходе трения статическое электричество притягивает бабочек к пластиковой палочке.

Связь с повседневной жизнью.

По окончании цикла опытов по определенной теме, я стараюсь заинтересовать детей темой следующего цикла опытов.

Детям показывают карманный фонарик, выясняют, для чего он нужен, какого цвета свет и т. д.

Опыт.

«Волшебный волчок»

Ход исследования.

Изготовьте вместе с детьми волчок. Вырежьте из картона круг и раскрасьте сектора круга в цвета радуги. Быстро вращайте волчок и наблюдайте за тем, как меняется цвет круга.

Вывод. Когда волчок вертится, круг становится белый. Лучик света состоит

Работу по экспериментальной деятельности можно проводить во время непосредственной образовательной деятельности и во время прогулок, а так же во время образовательной деятельности в режимных моментах.

Как проводить исследования с детьми

Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.

Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?» «Что будет, если?» «Почему ты так считаешь?»

Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задумываться об увиденном: «Смотрите, сегодня начал таять снег, как ты думаешь, почему?» «Что будет, если смешать желтую и зеленую краску?»

Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на вопрос. Поищите ответ вместе с ребенком, в литературе, и Интернет-ресурсах. Проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных.

Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.

Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите ему подумать самому, высказать свое предположение и проверить его на практике. Учить детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.

Помните о необходимости соблюдать правила безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно пользоваться инструментами.

Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случае если вам интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.

Помните о том, исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно, не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.

Публикации по теме:

Физкультура в детском садуФизкультура в детском саду Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в детском саду
Опубликовано: 16 мая 2024 в 23:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Бойчак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД