МААМ-картинки

Технология «Картинка без запинки» в речевом развитии дошкольников

Марина Кочанжи
Технология «Картинка без запинки» в речевом развитии дошкольников

Картинка без запинки

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.

И таким нововведением в моей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста послужила технология Ингриды Мурашковска и Надежды Валюмс «Картинка без запинки».

Технология «Картинка без запинки» - это методика составления рассказа по картинке с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Публикация «Технология „Картинка без запинки“ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Я думаю, Вы согласитесь со мной, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Благодаря такой технологии успешно достигаются цели речевого развития у детей дошкольного возраста : учить детей «вхождению в картину» и описывать воспринимаемое через различные органы чувств, дать зрительную опору, вызвать в памяти пассивный запас слов.

Задачи данной технологии вы видите на слайде.

Изучив методику «Картинка без запинки», разработала модель, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности детей в образовательном процессе, которую вы видите на слайде.

Составление творческого рассказа по данной методике строится поэтапно. Каждый этап можно рассматривать как индивидуальный. Этапы вы видите на экране:

Вначале мы с детьми определяем состав картины. Рассматриваем картину в «подзорную трубу». Необходимо, чтобы в глазок попадал только один объект.

Задача детей выделить деталь. Например: мальчик, девочка, мяч, дерево, лужа, листья и т. д.

Педагог или ребенок схематически рисует объект. Этот этап в работе мы называем охотой за подробностями. Основу для рассказа мы подготовили.

Затем соединяем части в единое целое. Связываем объекты картины между собой по смыслу, но с условием, если ребенок сможет обосновать, почему так сделал. Например: девочка – зонт, мальчик – мяч, дождь - лужа. Составляем предложения с детьми. Девочка идет под зонтом. Идет дождь и появились лужи. И другие. Процесс вызывает у детей особый интерес, так как способствует выплеску поисковой энергии.

Пришло время составления рассказа. Разгадав символы, у детей получается самый настоящий рассказ.

Немаловажную роль при составлении творческого рассказа по картине, сыграли игры-помощники такие как:

• Кольца Луллия (составления небольшого сюжета сказочного содержания). Работа с кольцами Луллия позволяет детям представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания (например Иванушка попал в подземелье, как он будет оттуда выбираться с помощью выпавшего волшебного предмета)

• Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» позволяет детям представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов (работу с картиной дети начинают с фразы: «Я слышу как…», «Я чувствую запах…»). Например, с волшебным Носом дети попали на поляну к трем поросятам. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах цветов, моркови, яблок, пирожных, чая и т. д.)

• Макеты «Времена года», «В лесу родилась ёлочка» (развивает восприятие сюжетного изображения, рассматривания с разных сторон и возможностью манипулировать персонажами);

• Игра «Волшебник» позволяет детям наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

дидактические пособия: «Подбери предмет такой же по цвету»,

«Подбери предмет такой же по форме»,

«Найди предмет такой же по материалу» для обогащения словаря;

Для успешного развития у детей образной речи я использую : «Складные картинки» для составления рифмы,

«Картинки-описания» для составления метафор.

На данном этапе работы по технологии «Картинка без запинки» продуктом моей педагогической деятельности стало авторское пособие «Картинка-матрица». Оно изготавливается из разных видов материалов и разного размера. Остановлюсь более подробно на этом пособии.

Пособие представляет собой набор картинок с различными фонами : осенний парк, лесная поляна, городские улицы, сказочные поляны или листы – матрицы без фонов и тематический инструментарий в виде карточек «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Семья», «Сказочные персонажи» и т. д.

Создавать картину-матрицу можно с помощью загадок (педагог загадывает загадки, ребенок находит картинки-ответы, располагает на выбранном фоне и составляет рассказ).

Создавать картину-матрицу можно с помощью заданий («Составь рассказ, используя картинки только домашних животных», ограничиваясь в выборе количества карточек (например, «Возьми 5 карточек и составь с ними рассказ», либо же ребенок самостоятельно выбирает фон и инструментарий для составления своего рассказа.

Картинка-матрица «В зоопарке» изготовлена из фетра. Она включает в себя тематический инструментарий, который вы видите на экране.

Используя такие картинки-матрицы, дети могут играть вдвоем, например обыграть знакомую ситуацию, либо придумать свою историю. Также ребенок может действовать один.

Пособие дает возможность сформировать у детей последовательность, логичность, полноту и связность изложения.

Для успешной реализации технологии «Картинка без запинки» и полноценного развития речи детей пополнила предметно-речевую среду в группе.

С данной технологией я познакомила своих коллег и,надеюсь, мне удалось их заинтересовать.

Хочется немного сказать по взаимодействию с родителями моих воспитанников. Мастерские рассказов и сказок вооружили родителей необходимыми знаниями и некоторыми приемами работы над развитием эмоционально – образной речи. И как результат этой работы можно отметить качество выполнения домашних книжек – самоделок.

В заключении мне хочется отметить, что технология «Картинка без запинки» представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий.

Прикреплённые файлы:

kochanzhi-m-a_5efec.pptx | 19861,97 Кб
 
Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Картинка без запинки» в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 16 января 2023 в 23:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Картинка без запинки» в речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кочанжи в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД