МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Наталья Украинская
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятие об окружающем. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

/Сухомлинский В. А. /

Детство – это особый мир. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии, творчества и игр, воспринимаемый как реальность. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть - «как взрослые» очень велики, а возможности детей еще крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить потребности ребенка - это игра. Ребенок одушевляет в игре окружающий его «взрослый мир», вносит в него эмоциональную окраску, пытается преобразовывать мир, тем самым, формируя свое «Я».

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» размещена в разделах

Мы, воспитатели, должны открыть ребёнку не узкую тропинку однобокого восприятия мира, а широкую дорогу в этот мир. Задача педагога создавать условия для успешной социализации ребенка и воспитания коммуникативной культуры через игровую деятельность.

Сюжетно - ролевая игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Она не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Обучая детей сюжетно – ролевым играм, использую пошаговую педагогическую технологию, которая обеспечивает нарастание их игровой самостоятельности и творчества. Я не посторонний наблюдатель, а активный участник игры. При этом я воздерживаюсь от подсказки, готовых решений, так как это не способствует развитию игры, а задаю участникам вопросы, которые помогают им самостоятельно продолжить ее. В игре поддерживается атмосфера доброжелательности, искренности, уважения к чужому мнению, поиска истины и сотрудничества.

Большинство сюжетно - ролевых игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Замечательный педагог и ученый Д. Б. Эльконин говорил: «сюжетная игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми детей, замечаю, что они отражают современную действительность: дети играют не в «Магазин», а в «Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.

Работая воспитателем более 15 лет, с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в течение дня, как играют, как общаются. Из наблюдений сделала вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

С помощью родителей в группе оборудовали игровую среду. Красивые куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают внимание детей, и они разнообразно играют с ними : катают, кормят, укладывают спать и т. д. Играют и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заменители обогащают ее содержание. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнёр, координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

К концу младшей группы и в средней группе дети научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше

Сюжетно - ролевая игра вызывает речевую активность детей, учит договариваться друг с другом, передаёт настроение играющих, замысел игры – всё это положительно влияет на развитие связной речи, способствует всестороннему развитию ребенка. Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

Приложение:

Сюжетно – ролевая игра «На приёме у врача»

Программное содержание:

Продолжать знакомство детей с профессией врача;

Учить отражать в играх приобретённый жизненный опыт ;

Закрепить умение производить простейшие действия с игровым материалом, используя его адекватно и по подражанию действиям взрослого;

Стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игры;

Развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослым и другими детьми

Воспитывать уважение к труду врачей.

Ход игры:

1. Оргмомент.

Игра «Закончи предложение» (воспитатель начинает четверостишье из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит», а дети заканчивают.)

2. Педагог задаё т вопросы:

-Как правильно называется профессия доктора Айболита?

-Куда мы обратимся, если заболеет любимый котёнок?

-Кого лечат в ветлечебнице?

-Скажите, а как называется врач, который лечит людей?

-А вы давно были на приёме у врача?

-Что у вас болело?

-Что делал врач?

3. Дидактическая игра «Что нужно доктору?» (Дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу. Рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет).

4. Педагог предлагает детям выбрать атрибуты, нужные для игры «Больница».

5. Распределение ролей. Воспитатель берёт на себя роль педиатр, а дети – родители маленьких детей – кукол.

6. Планирование игровых действий.

7. Дети по очереди ведут кукол на приём. Врач беседует. осматривает больных, выписывает рецепты.

8. После 1-2 посещений на роль врача ставится ребёнок.

9. Итог:

- Почему мы не можем обойтись без врачей?

- Нужно ли бояться идти на приём к врачу?

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка (фотоотчёт)Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка (фотоотчёт) Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенкаСюжетно-ролевая игра в жизни ребенка СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 17:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Украинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД